Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





3.12.2024
На сайте размещена биографическая страничка лейтенанта Сергея Андреевича Мальчевского, учившегося в нашей школе в 1944-1953 гг.
3.12.2024
На сайте размещена биографическая страничка врача Василия Васильевича Котельникова, учившегося в гимназии К.Мая в 1910-1916 гг.
2.12.2024
На сайте размещена биографическая страничка инженер-капитана 2 ранга, к.т.н. Валентина Леонидовича Лобысева, учившегося в нашей школе в 1950-1953 гг.
27.11.2024
Обращаем внимание на неплохую статью, посвященную школе Карла Мая "Как учили в одной из легендарных школ дореволюционного Петербурга — Карла Мая"




Михайлов Евгений Сергеевич


26.11.1897 (н.ст) – 11.05.1975

художник, кинооператор, фотограф
автор воспоминаний о К.А. Сомове и А.Н. Москвине

учился в гимназии К.Мая
в 1907 - 1915 гг.
.











Портрет Евгения Михайлова, нарисованный его дядей, К.А. Сомовым. 1910 г. Из фамильного архива семьи Михайловых.

Прекрасный очерк о семье, творчестве и жизни Евгения Сергеевича Михайлова написала его внучка, Ольга Купер – деятельный собиратель фамильной истории и друг нашего музея. Приводим её рассказ полностью: 
«Несколько последних лет я занимаюсь историей моей семьи. Такое время пришло, да и возникла насущная необходимость разобрать домашние архивы, опубликовать наиболее интересные и исторически значимые страницы семейной истории. Каждый год на 'Коломенских чтениях' в музее А. Блока мы с моей тётей Анной Евгеньевной Михайловой делаем доклад о ком-нибудь из 'наших'. Эти материалы хранятся в фондах музея и публикуются в сборниках 'Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга' [1]. На этих чтениях мы и познакомились с подвижниками из музея истории гимназии Карла Мая. Когда стали искать материалы именно для этого музея потянулась 'волшебная ниточка' и клубочек покатился, показывая дорогу в прошлое. Я написала две заметки для музея истории гимназии, предоставила фотографии тех лет, связанные с именами Константина Андреевича Сомова, всемирно известного художника и его племянника, родного брата Евгения – Дмитрия Сергеевича Михайлова (1895 – 1952), капитана I ранга, преподавателя морского училища им. Фрунзе, которые учились в этой гимназии. В октябре 2011 года научный сотрудник Русского музея, который занимается творчеством родной сестры художника Анны Андреевны Сомовой-Михайловой, матери двух его племянников, находит в архиве Российской Академии Художеств аттестат об окончании Евгением Михайловым полного восьмиклассного курса гимназии Карла Мая [2]. В этом же деле были обнаружены прошение от подпоручика Евгения Сергеевича Михайлова в канцелярию Высшего художественного училища [3], выписка из метрической книги Воскресенской Малоколоменской церкви 1897 г. [4], в которой воспреемниками Евгения значатся Евгений Николаевич Тевяшов и Надежда Константиновна Сомова. Таким образом, в нашей семье Сомовых - Михайловых оказалось три бывших ученика гимназии Мая. О том, что мой дед учился в этой школе никто и никогда не упоминал, так как это могло навредить в те годы. Тайну хранили свято… 
Хочу упомянуть и друга Евгения Сергеевича Михайлова, Сергея Тимофеевича Павлова (1897 – 1971, в будущем, генерал майор медицинской службы), с которым он учился в гимназии К.Мая. Были прежде дружны и их родители. Они вместе снимали дачи. Павлов работал впоследствии в Военно-Медицинской Академии, заведовал кафедрой, был в чине генерала. 
Детство Жени Михайлова прошло в атмосфере любви и заботы, он был всеобщим любимцем, обаятельным и независимым ребёнком, имел весёлый нрав. Родители старались дать своим сыновьям, лучшее в то время образование. Мальчики посещали спектакли Мариинского театра, воспринимали Эрмитаж как родной дом. Им даже дозволялось сидеть на рыцарских конях. Их дед, Андрей Иванович Сомов, был главным хранителем Картинной галереи Эрмитажа и отдела рисунков и гравюр, составителем каталога. В доме поощрялись занятия рисованием, фотографией, музицирование. Мать, Анна Андреевна, имела музыкальное образование и пела дома романсы и оперные арии, отец играл на фисгармонии, которую затем заменили на аэолину. На стенах висели картины Малых Голландцев, интерьеры дома подбирались специально, с отменным вкусом. Всё это сформировало личность Евгения и Дмитрия наилучшим образом. Оба брата выбрали профессии по своему вкусу и увлечённости, смогли всецело реализовать себя в жизни. Художник К.А. Сомов часто просил племянника Женечку позировать ему, как для портрета, так и отдельных деталей рук, лица. Мальчик узнавал свои черты в изображениях дам на картинах художника и очень веселился по этому поводу. Сохранилось несколько портретов Жени Михайлова: от детских, где четырёхлетний ребёнок капризничает, до роскошного портрета, хранящегося в Оксфордском музее Эшмолин. В доме Михайловых, на Офицерской улице, 57, семья с двумя сыновьями прожила шестнадцать лет. После смерти Андрея Ивановича Сомова, отца художника и Анны Андреевны, семья Михайловых переехала в собственный дом на Екатерингофский проспект, 97. После революции дом пришлось отдать молодому Советскому государству в добровольно-принудительном порядке, иначе грозило поражение в гражданских правах. 
По окончании гимназии Карла Мая в 1915 году, Евгений Михайлов поступил на юридический факультет и одновременно готовился к вступительным экзаменам на архитектурное отделение Высшего учебного училища при Академии художеств, куда и был зачислен в 1918 году. Окончив два курса, перешел на музейную работу в отдел по охране памятников искусств, затем научным сотрудником в бытовой отдел Русского музея. В 1922 году поступил в высший институт фотографии и фотоплёнки, с 1924 года перешел на кинопроизводство 'Кино-Север', затем на 'Ленфильм', где участвовал в создании двух картин, как фотограф – 'Декабристы', 'Моряк с Авроры'. Затем переключился на операторскую работу и снял следующие картины: «Шинель» с Москвиным, 'Катька –бумажный ранет', 'Парижский сапожник', 'Дорога в мир', 'Дом в сугробах', 'Второе солнце', 'Ноты на колёсах', 'Родня'. Кроме этого, принимал участие в создании фильмов: 'Обломок Империи', 'Ася', 'Человек из тюрьмы’’, ‘’Сердце красавицы’’, «Новый Вавилон», ‘’Возвращение Нейтана Беккера’’, с дебютировавшим в главной роли Михоэлсом и ряд других картин. После перехода на студию 'Белгоскино' снял звуковые картины 'Земля впереди'. Всё время совмещал работу кинооператора с работой художника и в 1937 году перешел исключительно на художественную работу по договорам Ленинградского Горкома фотоработников, союза фото-кино работников. Стал главным художником и руководителем оформления физкультурных и водных парадов 1937,38,39 годов. Оформлял музей Пушкинского дома, областную Пушкинскую выставку в Эрмитаже, последнюю квартиру Пушкина на Мойке, 12, музей в пушкинских местах. Большую выставку в Академии наук, посвящённую юбилею Пулковской обсерватории. Выполнял работы по книжной графике, плакату, вывескам спектаклей (Клуб строителей), внутреннему оформлению комнат портретами. В 1928 году был в командировке в Берлине и Париже для ознакомления с постановкой кинодела, где в последний раз встречался со своим знаменитым дядей, художником К.А. Сомовым. Об этой поездке Евгений Сергеевич вспоминал и рассказывал всю жизнь. 
В апреле 1921 года Евгений Сергеевич обвенчался с Таисией Феликсовной Ворохневской (23.04.1901 – 20.02.1997). Молодая семья поселилась в небольшой трёхкомнатной квартире на Литейном проспекте, куда в 1934 году переехала овдовевшая Анна Андреевна Сомова-Михайлова. В этой квартире семье пришлось пережить блокаду. С Таисией Феликсовной Евгений Сергеевич прожил 50 лет. Таисия Феликсовна прощала мужу любые слабости и сохранила чувство влюблённости даже после его смерти, пережив его на 22 года. У них родились две дочери Анна в 1926 году и Елизавета в 1932. 
В июле 1941 года Евгений Сергеевич был арестован, увезён в Златоуст. Некоторое время жил в Аральске, куда за ним поехала жена. В 1943 году Михайловы переехали в Свердловск (ныне Екатеринбург), где работали на киностудии. В фильме 'Сильва' их можно увидеть в роли гостей, сидящих за столом, они поднимали бокалы в самом конце фильма. В 1943 году Дмитрий Сергеевич, старший брат Евгения Сергеевича, забрал девочек Аню и Лизу и Анну Андреевну в Баку, куда был эвакуирован с училищем им. М.В.Фрунзе. 
В 1942 году Евгений Сергеевич в Златоусте работал заведующим декоративным цехом в Орловском областном государственном драмтеатре, оформил спектакль 'Дамская война'. Позднее работал художником в Златоустовском Госцирке, а переехав в Казахстан – художником в Госаралрыбтресте. На Свердловской киностудии работал начальником фотоцеха. 
После войны брат Евгения Сергеевича получил квартиру по адресу улица Писарева, 10. В дом на Екатерингофском проспекте попала бомба, а квартира на Литейном была уже занята. Анна Андреевна умерла в 1945 году. После её смерти в Ленинград вернулись Евгений Сергеевич и Таисия Феликсовна. Все стали жить в квартире на Писарева в Коломне. Из окон мансарды открывался великолепный вид: была видна вся Коломна, судоверфи, стадион института физкультуры им. Лесгафта, небольшой великокняжеский парк. Обставили эту квартиру всем тем, что удалось вывезти из оставленных ранее квартир. В доме на Литейном вещи оказались сложенными в чулан, поэтому они сохранились. Таким же чудом удалось вызволить вещи и из других квартир. Евгений Сергеевич после войны работал на 'Ленфильме', а с 1949 по 1957 год в фотолаборатории Академии Художеств СССР, где о нём ещё многие годы вспоминали с неподдельной теплотой. Евгений Сергеевич привёл в порядок семейный архив, много работал с рукописями и письмами своего деда художника Сомова. Вышла книга «Константин Андреевич Сомов. Письма, дневники, суждения современников», в которой перу Евгения Сергеевича принадлежит статья “Е.С. Михайлов. Фрагменты воспоминаний о К.А. Сомове» [5]. Сейчас материалами из этой книги пользуются все искусствоведы, журналисты, галерейщики и аукционисты, интересующиеся ‘’Миром искусства’’. Евгений Сергеевич под большим увеличительным стеклом разбирал бисерный почерк дядюшки, его зашифрованные записи личного характера, его литературный французский, которым восхищались парижане, отмечая, что сами французы уже так хорошо не говорят. Тщательно вычеркивалось всё, что могло бы скомпрометировать дядю. Увы нынешние журналисты далеко не столь щепетильны в вопросах личного порядка. Евгений Сергеевич много сотрудничал с музеями, атрибутировал произведения 'Мирискуссников’’, возвращал в Россию работы К.А. Сомова и его дневники, находящиеся за границей. Принимал участие в подготовке Юбилейной, к 100-летию со дня рождения, выставке К.А. Сомова в Русском музее в 1969 году. Помню его необыкновенно приподнятое настроение и гордость от того, сколько зрителей и почитателей любят творчество Сомова. Им написаны также «Воспоминания о К.А. Сомове»[6], 'Воспоминания об А.Н. Москвине’’ [7], а также совместно с Москвиным «Роль кинооператора в создании фильмов» [8]. В наше время Е.С. Михайлов причислен к классикам советского кинематографа, его биографией интересуются киноведы, они пишут статьи, заметки, исследования, делятся с нами архивными материалами, присылают нам свои работы. В частности, Я.Л. Бутовский подробно разбирает вклад Михайлова и Москвина в становление Советского киноискусства. В своей работе [9] он пишет: «Их статья - попытка разобраться в сущности операторской работы – первая серьёзная теоретическая работа в Российском киноведении… Михайлов и Москвин сумели сформулировать и проанализировать основные принципы теории операторского искусства». Также отмечается отношение Евгения Сергеевича к работе, его желание реализовать своё видение мира искусства. «’Радости жизни» в коммунальной квартире на Писарева, вынудили семью Михайловых купить крошечную квартиру в спальном районе города, где Евгений Сергеевич и Таисия Феликсовна счастливо дожили свой век со своей старшей дочерью, окруженные любовью и заботой родных и близких, друзей и любителей искусства. Им удалось создать в доме такую атмосферу счастья, красоты и любви, душевного комфорта, драгоценности бытия, что воспоминания о них до сих пор поддерживают ныне здравствующих в нелёгкое время. Мысленно брожу с дедом Евгением по Ленинграду, квартирам его интересных знакомых по Ботаническому саду, где он делал фотосъёмку для серии открыток, по Царскосельским паркам, где жили на дачах с любимым спаниэлем Налюшей. Дедушка был таким весельчаком, что ещё долго в семье, вспоминая о нём, рассказывали его весёлые истории и анекдоты. Вспоминали все, а громче всех - бабушка. Дед бы не простил кислых физиономий и театральных вздохов даже в день своей памяти. Дедушка и бабушка были людьми 'без камня за пазухой', гостеприимными, хлебосольными, не лишенные пафоса настоящего семейного патриотизма, что позволило, в свою очередь, их детям и внукам найти себя в жизни, ‘’высоко держать планку’’. Евгений Сергеевич до последних своих дней, несмотря на тяжелое состояние здоровья, старался сохранить и зафиксировать свои воспоминания о дяде Косте, художнике Сомове, хотя в те времена это было 'никому не нужно' и выглядело со стороны неким 'донкихотством'. Таисия Феликсовна, бабушка Тося, до 96-ти лет сохранила ясность ума, глубокое понимание происходящего в мире, интересовалась всем новым, уяснила для себя даже принцип работы компьютера, чем поражала молодых задавак, но главное - она любила всю свою семью и этой любви и заботы хватает до сих пор, хотя её давно уже нет на свете. 
Евгений Сергеевич и Таисия Феликсовна Михайловы не расстались и после кончины – могилы любящих супругов находятся на Нововолковском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с местом упокоения старшего брата, Дмитрия Сергеевича Михайлова. 


Источники: 

1.'Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга' вып.14. СПб, 2007 
2.НАРХ Дело №7, опись №1, ед.хр. №1768, лист №5. 
3.Там же, лист №1 
4.Там же Лист №4 
5.«Константин Андреевич Сомов. Письма, дневники, суждения современников», Искусство, 1978 
6.Михайлов Е. С. Фрагменты воспоминаний о К. А. Сомове // Константин Андреевич Сомов. Мир художника: Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 493 
7.Кинооператор Андрей Москвин. Очерк жизни и творчества. Воспоминания товарищей. Л. Искусство. 1971г // Е.С. Михайлов 'Воспоминания об А.Н. Москвине’’ 
8.Михайлов Е. С., Москвин А. Н. Роль кинооператора в создании фильма // Поэтика кино. — М.—Л., 1927. — С. 171—191 
9.Бутовский Я. Л. «Попытка разобраться в сущности операторской работы…» // Киноведческие записки. — 1999. — № 43. — С. 189—198. Перепеч. в кн.: Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». — СПб.: РИИИ, 2001. — С. 250—262. 

Материал подготовлен внучкой Евгения Сергеевича Михайлова, Ольгой Генриховной Купер. Благодарим Ольгу Генриховну за сохранение фамильной памяти и переданные в музей бесценные документы и фотографии. 

Редакторская правка – М.Т. Валиев 
07.04.2017 


Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




04.12
День рождения бывшего ученика и педагога нашей школы, чл.-корр. СПб АН, О.Д.Хвольсона.
09.12
День рождения выпускника нашей школы, революционера, члена ЦК партии меньшевиков А.Э.Дюбуа
15.12
День рождения бывшего ученика нашей школы, морского офицера А.А.Абазы
19.12
День рождения выпускника и второго директора нашей школы В. А.Кракау



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей