Андрей Анатольевич Шайкевич родился в С.-Петербург 19 октября 1903 г. в семье юриста, журналиста, балетного и театрального критика, коллекционера, музыканта Анатолия Ефимовича Шайкевича (3.3.1879, С.-Петербург – 27.10.1947, Париж) и работницы издательства Варвары Васильевны Шайкевич (урожд. Зубкова, 26.10.1884 – 26.12.1950, Париж) [1].
Отец – Анатолий Ефимович Шайкевич (литературный псевдоним Аш) – окончил юридический факультет С.-Петербургского университета, работал адвокатом. Печатался в петроградских газетах «День» и «Русская воля», сотрудничал по вопросам театра и балета в газете «Новости» О.К. Нотовича. Собрал ценную коллекцию фарфора и старинной мебели. С 1918 жил в эмиграции в Германии. Вместе с Э. Крюгер, Е.А. Смирновой, Б.Г. Романовым и А.Н. Обуховым создал Русский романтический театр в Берлине (1922–1926). Один из авторов сценария балета «Сольвейг» на музыку Э. Грига (вместе с Б.Г. Романовым и П.П. Потемкиным). Печатался в парижском журнале для детей «Зеленая палочка» (1920), берлинском журнале «Театр» (1922). В 1930 переехал во Францию, обосновался в Париже. Сотрудничал в журнале «Театр и жизнь» (Париж, 1930-е), в «Последних новостях», в различных французских и русских периодических изданиях. Участвовал в проведении Исторических концертов русской музыки в Париже (1946). Редактор (вместе с Ю.П. Одарченко и В.А. Смоленским) литературного альманаха «Орион» (Париж, 1947). Сотрудничал в газете «Русские новости» [2].
Мать – Варвара Васильевна – первая жена А.Е. Шайкевича. Во втором, гражданском браке с писателем А.Н. Тихоновым (20.10.1880, Верхнесергинский завод, ныне Верхние Серги Свердловской области, — 27.8.1956, Москва) родилась будущая артистка балета, педагог и хореограф, автор мемуаров Нина Александровна Тихонова (1910–1995) – единоутробная сестра Андрея. Варвара Васильевна работала в издательстве «Всемирная литература», помогала его руководителю, А.Н. Тихонову. Была близким другом А.М. Горького, уехала с ним из России в 1921 г. Одно время выполняла обязанности его секретаря. Ей писатель посвятил книгу «Ералаш и другие рассказы» (Петроград, 1918) [3].
В юности Андрей Шайкевич жил преимущественно вместе с матерью, бывшей во втором браке замужем за писателем А. Н. Тихоновым.
Андрей Шайкевич поступил в приготовительный класс школы К.Мая в 1912 г. и к моменту национализации школы в 1918 г. успел окончить четыре класса реального отделения школы [4].
В 1918 г. Андрей отправился с сестрой и бабушкой в Екатеринбург из-за голода в столице. Жили рядом с домом, где была заключена царская семья [5]. В Екатеринбурге сблизился с коммуной анархистов. После занятия города большевиками был арестован, вскоре освобождён.
Бабушка приняла решение возвратиться в Питер. После двух недель сложного переезда они поселились в Петрограде рядом с особняком балерины Кшесинской. Андрей успел окончить советскую трудовую школу, в 1921 году сдал экзамен на аттестат зрелости.
Когда в Советской России начались аресты, многие стали думать об эмиграции. На этом настаивала Варвара Васильевна, её поддержала бабушка. 16 октября 1921 года в сопровождении Горького Нина с матерью выехала в Финляндию. В том же 1921 г. Андрей эмигрировал с бабушкой из России через Ригу в Берлин, где их уже ждала мать с Ниной.
С осени 1921 г. Андрей жил в Берлине, где учился в местном политехникуме. С 1922 года увлекался балетом. С 1923 года жил в Париже, учился в Сорбонне, получил высшее техническое образование. В 1932 г. работал простым рабочим на железнодорожной стройке около города Тур. Тяжело заболел – воспаление глазных нервов и туберкулёз. Переехал в Париж, где в 1932-1934 годах работал инженером общественных работ, периодически ездил для лечения в деревню. До войны работал на фабрике «Феролит» («Ferolit»).
В 1932 году по рекомендации А.Б. Лаховского был посвящён в масонство в русской парижской ложе Свободная Россия, впоследствии в 1932-1933 исполнял обязанности секретаря этой ложи [6]. При вступлении фашистов в Париж бежал через Шартр в Тулузу. Жил также в По, Жюрансоне, Монте-Карло.
Во время Второй мировой войны работал электромонтером. В это время подружился с М.Ф. Ларионовым (1881-1964), после кончины художника стал хранителем его архива.
После войны работал инженером-советником в промышленной фирме «Westinhaus». Выступал в печати как историк и критик балета. С 1946 г. сотрудничал в газете «Русские новости», вел рубрику «Театр–музыка–кинематограф». Член Обезьяньей палаты А.М. Ремизова (кавалер обезьяньего знака).
Участвовал в работе Общества друзей русского искусства и литературы (1948), Общества «Танец и культура» (1950-е), Общества охранения русских культурных ценностей (1960-е), Университета танца и др., выступал с докладами. Выпустил в Париже монографии «Spessivtzeva Olga, magicienne envoûtée» («Спесивцева Ольга, заколдованная волшебница») (1954) и «Serge Lifar et le destin du ballet de L Opera» («Серж Лифарь и судьба балета в Опере») (1971). В 1962 г. награжден Ежегодной премией Университета танца как балетный критик. Отвечал (вместе с С.М. Лифарем) за сбор материалов по истории балета для «Золотой книги русской эмиграции» (1966). В 1967 г. один из организаторов вместе С.М. Лифарем и Жаном Дорси чествования Л.Н. Егоровой. Член экзаменационного жюри Русской консерватории в Париже. Член правления Российского музыкального общества за границей (РМОЗ). Играл на виолончели. Провел в Париже большую поисковую работу и сбор материалов для издания книги «Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи» (Ленинград, 1971) [7].
В 1962 был награжден Ежегодной премией Университета танца как балетный критик. Отвечал (вместе с С.М. Лифарем) за сбор материалов по истории балета для «Золотой книги русской эмиграции» (1966). В 1967 г. один из организаторов вместе С.М. Лифарем и Жаном Дорси чествования Л.Н. Егоровой. В 1967 г. сотрудничал с обществом «Танец и культура», входил в жюри экзаменационного спектакля балетного класса Русской консерватории.
В 1968 г. выступал с докладом в Университете танца и Хореографическом институте в ходе цикла «Академические танцевальные школы Франции и мира», организованного С. Лифарем. Играл на виолончели. Провел в Париже большую поисковую работу и сбор материалов для издания книги «Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи» (Л., 1971). С 19 декабря 1970 года член правления Российского (Русского) музыкального общества [1].
Скончался 29 июня 1972 г. в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Источники:
1. http://www.dommuseum.ru/index.php?m=dist&pid=16027
2. http://www.dommuseum.ru/index.php?m=dist&pid=16026
3. http://www.dommuseum.ru/index.php?m=dist&pid=16029
4. Благово Н.В. Школа на Васильевском. Ч.1. СПб.: Анатолия. 2013.
5. Википедия
6. Серков А.И.Русское масонство. 1731 – 2000 гг. Энциклопедический словарь. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2001
7. http://www.pro-ballet.ru/html/q/qaykevi4.html 8. Викиредия.
Информационную страничку подготовил М.Т. Валиев © (С.-Петербург).
19.06.2020
При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «М.Т. Валиев. Биографическая страничка Андрея Анатольевича Шайкевича - URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=3386 (дата обращения)»