Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





15.10.2018
На сайте выставлены биографические странички:
- Реми Яковлевича Энделя, учившегося в 6 САШ 1939 г.
- участника Великой Отечественной войны Вениамина Николаевича Батыгина, учившегося в 6САШ в 1937-1939 гг.





Василий Иванович Яшнев

31.12.1879-20.02.1962

композитор
педагог
музыкант 

учился в гимназии К.Мая
в 1897 -1899 гг. 




















К концу XIX века гимназия Мая, первоначально основанная по инициативе немецкой диаспоры, вышла далеко за провозглашенные национальные рамки и стала интернациональной, всесословной и мультиконфессиональной. В одном классе учились дети аристократических родов князей Гагариных и баронов Корфов, потомки богатых купеческих семейств Елисеевых, Шиттов и Шлиссеров, представители передовой артистической среды Бенуа и Бруни, сыновья высшего армейского и флотского офицерства. Но за одними партами с ними сидели дети крестьян и синагогальных служек, рабочих и мелких государственных служащих. В аттестатах школы Карла Мая в графе «сословная принадлежность» не редкой была запись «из крестьян». К числу таких учеников принадлежит и герой нашего рассказа Василий Иванович Яшнев. 
Василий родился в Санкт-Петербурге в 31 декабря 1879 г. и был крещен в Андреевском соборе на Васильевском острове. Отец его был «крестьянином Архангельской губернии и уезда, Лявенской волости, дер. Федоровской»[1]. Где и когда Василий получил начальное образование нам неизвестно. В пятый класс школы К.Мая Василий поступил в 1897 году и покинул её стены в 1899 году. Всего два учебных года. Пятый и шестой класс… Мгновение в жизни взрослого человека. Однако, можно утверждать, что в детстве каждый день имеет другой «вес» и другое «значение». Одно событие в жизни десяти – пятнадцатилетнего мальчика могло определить его судьбу на многие годы, очаровать или разочаровать в чем-то на всю жизнь. В любом случае, поступлению в школу Мая всегда предшествовала беседа с учеником и его родителями, и только после этого определялась степень подготовленности мальчика для учебы в том или ином классе. Обычно мальчики поступали в первый класс гимназии в возрасте восьми-девяти лет. В 1897 году, когда Василий поступил в школу К.Мая, ему уже исполнилось восемнадцать лет, что более соответствовало не пятому, а седьмому-восьмому классу школы, но нам известны много случаев, когда выпускникам гимназии было и 21 и 22 года. Кроме того, не следует забывать о возможных сословных проблемах с образованием. 
При работе с архивными делами Василия Ивановича мы столкнулись с загадкой, касающейся сроков его пребывания в школе К.Мая. В консерваторском деле Яшнева, на оборотной стороне прошения о зачислении [2], его рукой сделана запись: «Метрическое свидетельство, Свидетельство гимназии Мая и аттестат той же гимназии … Получил 11 марта 1915 г.». К сожалению, ни самих документов, ни их копий в деле не сохранилось. Однако, следуя этой короткой приписке, можно предположить, что Василий либо продолжал учебу в школе Мая до окончания полного гимназического курса (восемь классов), либо сдал экзамен на аттестат о среднем образовании экстерном. В любом случае, связь юноши со школой Мая в 1899 году не прервалась [3]. 
В 1897/99 годах школу К.Мая возглавлял Василий Александрович Кракау – сам выпускник 1876 года, талантливый сподвижник Карла Мая, сменивший основателя школы на посту директора в 1890 году [4]. Школа находилась в центре Васильевского острова в доме 13 по 10 линии. Обычно, ученики школы жили в сравнительной близости от неё. В Адресной книге Санкт-Петербурга за 1898 нам не удалось найти адрес отца Василия, Ивана Степановича Яшнева, однако, есть запись – «Яшнев Михаил Степанович, крестьянин, ВО, Кадетская линия, 29». С большой уверенностью можно предположить, что этот адрес принадлежал дяде Василия. От этого дома до школы Мая можно было дойти за 10-15 минут. 
В школе К.Мая не существовало сословных границ, поэтому факт поступления в гимназию юноши из крестьянского сословия не вызывает у нас удивления. Остановимся подробнее на составе учащихся школы, которые безусловно составляли основной круг общения юноши. В одно время с ним учились: младшие братья Николая Константиновича Рериха – будущий архитектор Борис Константинович Рерих (1885–1945) и будущий биолог Владимир Константинович Рерих (1882–1951); будущий знаменитый языковед, Макс Ричардович Фасмер (1886–1962) [5]; будущий географ, член знаменитой семьи Семеновых-Тян-Шанских, Михаил Дмитриевич Семенов-Тян-Шанский (1882–1942); серебряный медалист Георгий Сергеевич Дюшен, убитый бандитами в 1920-х годах; будущий писатель-зоотехник  Карл Карлович Саковский (1879–?); сын законоучителя, многолетнего пастыря школы К.Мая, золотой медалист Василий Дмитриевич Падалка; будущий врач, расстрелянный в 1938 году, Александр Иванович Эберт  (1883–1938); сын убитого террористами уфимского губернатора, впоследствии также репрессированный Модест Николаевич Богданович (1883–?); один из самых загадочных русских философов первой половины ХХ века Борис Валентинович Яковенко (1884–1949), работы которого не утеряли своё значение и по сей день [6]. 
Нельзя не упомянуть еще одного незаурядного ровесника Василия Яшнева, видного деятеля революционного движения, «красного барона» Эдуарда Эдуардовича фон Эссена (1879–1931), в советское время возглавившего Академию Художеств 
Немного подробнее хочется остановиться на судьбе близкого школьного друга Василия Ивановича, Бруно Францевича Рейхардта (1881–1942). Как можно судить по краткому посвящению – "Дорогому другу Бруно Рейхардту", оставленному рукой композитора на рукописном авторском варианте музыки к драматической поэме "Муза", близкие отношения связывали этих людей всю жизнь. Бруно Фридрихович – выходец из купеческой семьи «василеостровских немцев» успел окончить полный курс гимназии Мая, поступил на юридический факультет Петербургского университета [7], учебу в котором завершил в 1908 году, после революции остался в Советской России и чудом пережил потрясения 1917–1938 гг. Трагически погиб в первую блокадную зиму в Ленинграде… [8] 
С особым, «музыкальным», интересом отметим сыновей знаменитого композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова - скрипача и музыковеда Владимира Николаевича (1882–1970), философа и музыковеда Андрея Николаевича (1878–1940) и энтомолога Михаила Николаевича (1873–1951). Конечно, наши размышления будут носить характер догадок, но вполне можно допустить, что постоянный контакт с детьми композитора наложил отпечаток на мироощущение молодого Яшнева. К столетнему юбилею А.С. Пушкина, которому был посвящён специальный литературно–музыкальный вечер, несколько номеров на фортепьяно и скрипке исполнил Владимир Римский-Корсаков. Несмотря на свои отнюдь не музыкальные профессии отдали дань фамильным традициям и два старших брата - Михаил Николаевич, обладавший прекрасным музыкальным слухом и широкими познаниями в области музыки, не раз выступал с различными докладами на музыкальные темы, в том числе о жизни и творчестве отца и других русских композиторов. Андрей Николаевич с 1912 года активно занимался музыкально-критической и музыковедческой работой, опубликовал ряд статей в различных журналах. В 1915–1918 гг. издавал и редактировал журнал «Музыкальный современник». [9] 
Не менее важным является соприкосновение с художественными традициями школы. Нелишне напомнить, что именно в стенах гимназии К.Мая в начале-середине 1890-х годов сформировалось ядро знаменитого движения «мирискусников», составившего впоследствии гордость серебряного века России. Предтечей художественного объединения «Мир искусства» послужил кружок самообразования учеников гимназии Карла Мая, названный ими Клуб «Невских пиквикианцев». В состав кружка входили Александр Бенуа (1870–1960), Вальтер Нувель (1871–1949), Дмитрий Философов (1872–1940). Позднее к ним присоединились Константин Сомов (1869–1939), Николай Рерих (1874–1947), Александр Яковлев (1887–1938). 
Каждый из перечисленных служителей искусства оставил яркий след в истории не только российского, но и мирового искусства. Благодаря великолепным воспоминаниям А.Н. Бенуа [10], многие страницы которых посвящены гимназии Мая, мы хорошо представляем творческую атмосферу, царившую в её стенах. Большинство упомянутых питомцев майской школы были старше Владимира на 5-10 лет, но дух творчества и либерализма витал в стенах школы. Движение «мирискусников» постоянно пополнялось питомцами школы Мая. Кроме обязательного набора классических предметов, в школе преподавались рисунок и история искусств. Поощрялись широта кругозора и творческая инициатива. Незнание литературы и искусства презиралось. 
Даже простое перечисление имен дает представление о бурном, фонтанирующем талантами, радостном и трагическом времени, когда на изломе эпох Россия дала жизнь множеству гениев, творений, мыслей, значение и величина которых не поддается оценке и осмыслению даже через столетие. 
Отдельного разговора заслуживает педагогический коллектив школы. Практически каждый из учителей заслуживает отдельного рассказа. 
О качестве преподавания в школе Карла Мая говорит например тот факт, что уроки рисования вёл академик Академии Художеств Карл Богданович Вениг (1830–1908)– исторический живописец, участник росписи храма Христа–Спасителя в Москве [11].  С особым теплом ученики гимназии вспоминали учителя русского языка и словесности Михаила Евграфовича Доброписцева (1842–1901). Начав службу в школе в 1870 г., он составил собственные обстоятельные курсы русской грамматики и литературы, во всех подробностях письменно изложил содержание каждого урока. Не меньший след в истории школы оставил преподаватель русского языка и словесности Василий Николаевич Кораблёв  (1873–1935) – известный публицист и историк литературы. Историк Михаил Александрович Полиевктов (1872–1942) являлся признанным авторитетом в широких научных кругах по истории внешней политики России, российско-грузинским отношениям, был автором лучшего исторического жизнеописания императора Николая I. 
Заботясь о разностороннем развитии юношей, в школе К.Мая серьезное внимание уделяли не только гуманитарным, но и естественнонаучным дисциплинам. Химию математику и физику  школяры изучали под руководством доктора химии Московского университета Венедикт Викторович Курилов (1867–1921). Сергей Александрович Порецкий (1860–1916), сам выпускник гимназии К.Мая 1879 года, блестяще преподавал младшему поколению «майских жуков» естественную историю и географию. Особой и заслуженной любовью учеников пользовался преподаватель математики и космографии Дмитрий Васильевич Ройтман (1872–1911). Свои уроки, будь то алгебра или космография, арифметика или геометрия, он проводил вдохновенно и изобретательно, к детям относился с нескрываемой любовью, чем заслужил у многих поколений учившихся у него добродушное прозвище «Дядя Митя». И наконец, нельзя не упомянуть знаменитого преподавателя физики Ореста Данииловича Хвольсона    (1852–1934) – члена-корреспондента СПб АН,  почетного члена РАН, выпускника гимназии 1869 г. Главным делом его жизни стало написание шеститомного курса физики, первое издание которого вышло в 1895 г. На протяжении последующих почти сорока лет этот курс постоянно совершенствовался автором в соответствии с развитием науки, был переведён на немецкий, французский и испанский язык и на этих языках также неоднократно переиздавался. Благодаря этой работе, О.Д. Хвольсон по общему признанию стал «учителем не только всех советских физиков, но и вообще всех физиков нашего времени». 
В 1909 году Василий Иванович исполнилось 30 лет. К этому времени он занимал квартиру по адресу 5 рота, дом 18, кв.3 и в адресной книге был записан как «Свободный художник и композитор» [12]. Юный Василий даже написал несколько романсов, которые издали в частной типографии и исполняли на концертах. Однако, сознавая недостаточность своего музыкального образования, Василий Иванович в солидном возрасте подал прошение о приеме в СПб Консерваторию по отделу теории композиции. В прошении было написано «Предметы, по которым я желал бы сдать экзамены: 2-е сольфеджио, специальная гармония, контрапункт, 1 курс специальной инструментовки и обязательное фортепьяно» [13]. В консерватории его учителями по классу композиции были Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, Н.А. Соколов. 
Для того, что бы иметь средства к существованию, учебу в консерватории В.И. Яшнев совмещал с работой счетовода в Управлении Балтийской железной дороги.
В архиве сохранился свидетельство об окончании Консерватории и диплом Василия Ивановича, датированные 1913 годом, в которых сказано «… окончил в СПб консерватории курс музыкального образования по отделу теории композиции (по классу Профессора Соколова, Витоля и заслуженного Профессора Глазунова) по установленной для получения диплома программе и оказал следующие успехи в главных предметах: По классу форм хорошие, по классу фуги очень хорошие, по классу специальной инструментовки очень хорошие со среднею оценкою по перечисленным предметам 4 ½ (очень хорошо): Во второстепенных: Истории музыки – отличные, эстетике – очень хорошие и игре на фортепьяно – весьма достаточные». Яшнев получил профессию музыканта и историка-теоретика музыки. 
До 1917 г. герой нашего очерка преподавал в Коммерческом Училище, в Женской гимназии Хитрово и в Петрозаводском музыкальном институте. В этот период он написал несколько десятков песен и романсов оперы "Тяжелые времена" и "Урок пения", ряд фортепианных пьес. В те же годы работал в "Музыкальном историческом обществе", учрежденном в 1910 г. графом А.Д. Шереметьевым. В этом обществе у В.И. Яшнева был 6-й абонемент, который назывался "Исторические концерты В.И. Яшнева".  После октябрьских событий года Василий Иванович вёл уроки пения в Петроградском смешанном начальном городском училище (Гатчинская, 35) и 22-ом Александровском смешанном Начальном городском училище [14]. В 1920 г. уехал в Самару, где вел курс музыки в университете, был директором созданной при его участии Самарской консерватории. 
Дальнейшая судьба В.И. Яшнева достаточно подробно в трудах псковских краеведов [15]. 
В 1922 г. Василий Иванович вернулся в Петроград и был принят педагогом в Академическую капеллу. В 1925 г. создал музыкальный издательский кооператив "Тритон", который специализировался на печатании нот и образовательных материалов по музыке.  В 1926 г. Яшнев услышал игру знаменитого испанского гитариста Андерса Сеговия и стал брать уроки у прославленного маэстро. C этого времени началось его увлечение гитарой. Впоследствии В.И. Яшнев успешно преподавал игру на гитаре, выступал с концертами. С 1930 г. возглавил класс гитары в Третьем музыкальном техникуме, который вскоре был реформирован в Музыкальное училище при Ленинградской консерватории, подготовил несколько самоучителей игры на гитаре. Впрочем, творчество Василия Ивановича не ограничивалось только гитарой – им были написаны две оперы, симфоническая поэма, песни, романсы, пьеса для фортепиано. 
Отечественную войну В.И. Яшнев встретил в Ленинграде, был эвакуирован по Дороге жизни из блокадного кольца в 1942 г. Конечной точкой эвакуации стал далёкий сибирский городок  Исетский. По возвращении из эвакуации в 1945 г. был выслан из Ленинграда и местом своего пребывания выбрал Псков.  В.И. Яшнев приобрёл дом на Плехановском посаде, где прожил до конца своей жизни. 
Василий Иванович преподавал в Псковском педагогическом училище, много сил отдал просветительской работе в городе и области. В 1953 г Василий Иванович создал при Доме народного творчества. самодеятельный оперный коллектив. Этот коллектив поставил под руководством В.И. Яшнева три оперы: "Евгений Онегин" П.И. Чайковского, "Наталка-полтавка" Н.В. Лысенко и "Алеко" С.В. Рахманинова. Это стало ярким событием в культурной жизни города. Выйдя на пенсию, Яшнев неутомимо пропагандировал музыкальную культуру, не оставлял и композиторства. Музыка Яшнева звучала в спектаклях Псковского драматического театра. За годы жизни и творчества В.И. Яшнев собрал большую библиотеку, которую он завещал Псковской областной универсальной научной библиотеке. 
Умер В.И. Яшнев 20 февраля 1962 г. Похоронен в Пскове на Мироносицком кладбище. 

Источники: 
1. ЦГИА СПб Ф. 361. Оп. 1. Д. 4854. С.2. 
2. ЦГИА СПб Ф. 361. Оп. 1. Д. 4854. С.1 с об. 
4. Благово Н.В. Семья Рерихов в гимназии К.И.Мая.– СПб.: Наука. 2006. 
5. Валиев М.Т. Макс и Рихард Фасмеры — время и судьбы. РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Сб. Немцы в Санкт-Петербурге: Биографический аспект. Вып.7/ СПб.: 2013. С. 291–303.  
6. Яковенко Б.В. Российская политическая энциклопедия. М.: РОССПЭН. 2012 
7. ЦГИА СПб Ф.14. Оп.3. Д.39500. 1902г. 
8. Сайт Возвращенные имена. – URL: http://visz.nlr.ru/searchname.php?lname=%D0%E5%E9%F5%E0&sub=%CD%E0%E9%F2%E8&razdel=2. (дата обращения 17.04.2014). 
9. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч.1. – СПб.: Анатолия. 2013. 
10. Александр Бенуа Мои воспоминания. Т.1. – М.: Наука. 1990. 
11. Валиев М.Т. Портрет двух петербургских художников в интерьере начала ХХ века// История Петербурга. 2010.–№6. – С. 36–40. 
12. Весь Петербург . 1909 г. С. 831. 
13. ЦГИА СПб Ф.361. Оп. 1. Д. 4854. С.1. 
14. ЦГИА СПб Ф. 217. Оп. 1. Д. 1104. 
15. Голубев А. Памяти композитора // Псковская правда. – 1988; 
Иванов С.А. В.И. Яшнев - композитор и педагог. К 120-летию со дня рождения // Земля Псковская древняя и современная: Тез. доклад к научно–практической конференции. 1998/99гг. – Псков. 1999. - С. 144–147. 
Яшнев В.И. Музыкант, педагог, общественный деятель (1879–1962): Рек. список лит./ Псков. обл. науч. б-ка им. В.И. Ленина. Отд. искусств. – Псков. 1993. С.6. 
16. Русская интеллигенция: Автобиографии и биобиблиографические документы в собрании С.А.Венгерова: 

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев ©





Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


09.10 День рождения выпускника нашей школы, чл. кор. АН Каз ССР Н.Л.Бубличенко

09.10 День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АХ, Н.К.Рериха

21.10 День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АН Стокгольма, Р.Р.Фасмера

23.10 День рождения бывшего ученика нашей школы, поч. чл. АХ СССР, С.Н.Рериха

10.11 29 октября 1820 г. по старому стилю - День рождения основателя нашей школы Карла Ивановича Мая

12.11 День рождения исследователя Арктики, д.геогр.наук, почетного полярника, 


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей