Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.
9.4.2024
В течение нескольких лет наш коллега, Михаил Иванович Еременко ( Санкт-Петербург), передаёт нам информацию о захоронениях бывших учеников и педагогов школы в Колумбарии при Санкт-Петербургском Крематории. Благодаря Михаилу Ивановичу найдены десятки мест упокоения. В очередном письме мы получили информацию о дате кончины и месте упокоения участника Великой Отечественной войны Михаила Сергеевича Якубова (1908 - 1984) . Благодарим Михаила Ивановича за важный и бекорыстный труд по увековечиванию памяти наших соотечественников.
9.4.2024
Дорогие друзья! Вышел в свет уникальный труд нашего коллеги: Савицкий Вячеслав Юрьевич. «Смоленское православное кладбище. Путеводитель». СПб. 2024




Евлахов Александр Михайлович


Александр Михайлович Евлахов

08.08.1880 ― 28.05.1966

литературовед

педагог

врач

профессор

преподавал в гимназии К.Мая русский язык

Фото с сайта: http://www.voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-47-54/1068-130  

Александр Михайлович родился 8 августа 1880 года в Одессе в семье преподавателя гимназии. Его отец преподавал математику в старших классах гимназии, а мама, Евгения Александровна (урожд. Лавдовская), была хорошей пианисткой, обладавшей, к тому же, прекрасным голосом.
У Александра было две сестры – Татьяна и Ксения и два брата – Владимир (1885-?) и Борис (12 (24). 04.1891, Пятигорск – 26.01.1974, Москва) – артист оперы (лирико-драматический тенор). Заслуженный артист РСФСР (1933).
В 1898 году Александр Михайлович окончил Владикавказскую гимназию и поступил на физико-математический факультет  Императорского Санкт-Петербургского университета (1898-1899), но уже в следующем году перевёлся на историко-филологический факультет (1899–1903), который и окончил в 1903 году. В 1902 также окончил Петербургский археологический институт и остался там работать некоторое время. В 1907 стал магистром всеобщей литературы. Приват-доцент Петербургского университета (с 1908), Киевского университета (с 1908), доцент и затем профессор Варшавского университета (с 1909). В 1907–1913 гг. путешествовал по Европе для изучения живописи [1].

На службу в гимназию Карла Мая  Александр Михайлович поступил в 1904 г. – занял вакансию преподавателя русского языка после ухода Е.А. Ляцкого. В монографии Н.В. Благово есть отрывок, посвященный педагогу [3]:

«Его знания как русской литературы от А.С.Пушкина до символизма, так и западноевропейской — от средневековья до натурализма — были глубоки и разнообразны, чем в немалой степени он был обязан своему учителю, академику Александру Николаевичу Веселовскому (1838-1906). Свои уроки в старших классах Александр Михайлович строил не как уроки, а как семинары, стремясь приучить гимназистов к самостоятельному пониманию творчества Ф.Петрарки, А.Данте, В.Гёте, И.Ф.Шиллера, У. Шекспира, Г.Ибсена, К.Гамсуна, ознакомившись с которым, они писали рефераты, делали доклады в школьном литературном кружке. С 1 января 1908 г .А.М.Евлахов, не прекращая работы в школе, приступил к чтению лекций в Университете в качестве приват-доцента, затем, уже оставив гимназию.  1 сентября того же года он перешел в Киевский Университет Св.Владимира, а на следующий год — в Варшавский университет. Когда в 1914 г. началась война и Варшавский университет был эвакуирован в Ростов-на-Дону, в 1920 г. А.М.Евлахов занял там пост ректора. Затем он неожиданно решил приобрести новую специальность и в 1925 г. окончил медицинский факультет Бакинского университета, после чего работал  психиатром в Баку, Ташкенте, Ленинграде, в 1944 г. был удостоен профессорского звания. Параллельно с врачебной практикой  он с 1934 г. преподавал итальянский язык в Ленинградской консерватории».

Прекрасную характеристику педагога А.М. Евлахова приводит известный литературовед и историк Б.Ф. Егоров в своей статье о жизни и творчестве С.М. Боткина, опубликованной в журнале «Вопросы литературы» [2].

С удовольствием приводим ниже выдержки из этой работы.

« Из детей Михаила Петровича Боткина, младшего брата знаменитых Василия и Сергея, самой яркой личностью был Сергей Михайлович Боткин (17.8.1888 – 18.09.1918, далее — С. М.). Он, наверное, стал бы одним из самых известных русских филологов-испанистов, однако судьба отпустила ему слишком короткий отрезок жиз­ни.
… Роди­тели отдали С. М. в частную гимназию К. Мая, где до него учились А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, а после него – Д. С. Лихачев. В гимназии открылся лигатурный (и литературовед­ческий) кружок, которым руководил в будущем известный профессор, а тогда совсем еще молодой поэт и ученый А. М. Евлахов, недавно окончивший Петербургский университет. И в этом кружке С. М. начинал свою ин­тенсивную деятельность: сохранилось около десятка его сочинений-рефератов 1906-1907 годов, с поправками и оценками руководителя кружка. …
Несомненно, под влиянием Евлахова С. М. исследует ре­лигиозно-нравственные аспекты художественного творчества, эстетическое значение произведений Пушкина и Гоголя. Из нелитературных сочинений наиболее оригинально и личностно — о смерти. С. М. говорит о своей религиозности в детс­ком возрасте, о вере в Бога и загробное существование, что парадоксально приводило мальчика к страху перед смертью: вечное бытие, без конца и края, оказывалось невыносимым. Позднее религиозность растаяла, а страх не пропал: теперь уже стало страшно думать о «вечном, холодном сне смерти», о полном прекращении дум и чувств. Цель и смысл жизни для человека туманны, с жизнью связана его природность, кото­рой стоит подчиниться, но тогда «бесцельно-целесообразная» суть нашей жизни лишь усиливает страх смерти. Евлахов поставил за это сочинение четверку.
… Оценки рефератов со стороны руководителя кружка в це­лом были одобрительные, но Евлахова очень раздражали ор­фографические и пунктуационные ошибки (их было немного, но все же были), поэтому часты двойственные характеристи­ки: «Работа хороша по содержанию, но обнаруживает полное неумение пользоваться знаками препинания. Есть недостатки и в плане», о «Влиянии Байрона на Пушкина»); «Работа очень хорошая по содержанию, но, к сожалению, не­удовлетворительная со стороны орфографии». Школа Евлахова оказала серьезное влияние на дальнейшую деятельность С.М.: культ индивидуального начала в творчестве и эстетический уклон станут существенными признаками метода молодого учёного; возможно, учитель внедряет в среду гимназистов и дорогие ему идеи психологизма, тоже не чуждые Боткину....

Кроме серьёзной научной и педагогической работы Александр Михайлович писал стихи и рассказы. Был автором оперного либретто «Княжна Мери».
В 1915 году вместе со всеми преподавателями и студентами Варшавского университета эвакуировался в Ростов-на-Дону. Там же как литературный критик писал статьи для газеты «Приазовский край». В 1917 году в Ростове-на-Дону публикуется заключительный том его работы «Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии». В 1920 году был назначен ректором Ростовского государственного университета, хотя проработал на этом посту не более года.

В 1925 году окончил медицинский факультет Бакинского университета, а вскоре получил предложение от Вячеслава Иванова возглавить кафедры западной литературы и истории искусства в нём. С 1928 года ― врач-психиатр, а с 1944 года ― профессор судебной психиатрии. С 1934 преподавал итальянский язык в Ленинградской консерватории.

Крупнейшее по объёму сочинение Евлахова ― «Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии» (издано в трёх томах в 1910–1917 гг.). В нём он подвергает критическому анализу культурно-исторический, биографический, филологический и прочие методы создания художественных произведений и выдвигает требование построения новой методологии изучения истории художественной и индивидуальной формы. В нём же решительно выступал против историко-культурного метода изучения литературы.

В прочих своих трудах отстаивал идею самоценности искусства. В 1920-х годах изучал проблемы психологии творчества с точки зрения фрейдизма («Конституциональные особенности психики Л. Н. Толстого», 1930).

Александр Михайлович скончался в Ленинграде 28 мая 1966 года.

О семье Александра Михайловича известно следующее: в браке с Эрмионией Николаевной (урожд. Войцехович, 1882–1970) родились дети:
– Ариадна Александровна (1909–1992) – ученый-миколог, работала в Всероссийском институте защиты растений РАСХН (С.-Петербург), стояла у истоков изучения грибных болезней насекомых;
– Александр Александрович (1905–1942?),
– Эрмиония Александровна (1908–1997),
– Орест Александрович (4 (17). 01.1912, Варшава – 15.12.1973, Ленинград) русский советский композитор и музыкальный педагог [7].


Труды А.М. ЕВЛАХОВА:
- Пушкин как эстетик. Киев, 1909.
- Кольцов и Руссо. Варшава, 1910.
- Тайна гения Гоголя. Варшава, 1910.
- Гений-художник как антиобщественность (Экскурс в область психологии эстетического чувства). Варшава, 1910.
- Принципы эстетики Белинского. Варшава, 1912.
- В поисках Бога. Этюд о Данте. Варшава, 1914.
- Русская литература о западных писателях. Варшава, 1913.
- История всеобщей литературы XIX века. Варшава, 1914.
- Надорванная душа (к апологии Печорина). Ейск, 1914.
- Гергарт Гауптман. Путь его творческих исканий. Ростов-на-Дону, 1917.
- Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии» (В 3 т. Варшава, 1910-1912. Т. 1-2; Ростов-на-Дону, 1917. Т. 3)
- Конституциональные особенности психики Л. Н. Толстого, 1930.
- Эрнест Ренан, 1925.
- Артур Шницлер, 1926.

Источники:
2. Короткая жизнь С. М. Боткина (1888 – 1918). / Егоров Б.Ф. – Б.м.. – С. 296 – 313. Вопросы литературы. / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН; 12405. – Москва: Б/и, 2001
3. Н.В. Благово Школа на Васильевском острове. Ч. I. СПб.: Анатолия, 2013.С.203 


Биографическая страничка подготовлена М.Т. Валиевым (Санкт-Петербург) ©.
27.06.2021

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «М.Т. Валиев Биографическая страничка Александра Михайловича Евлахова – URL: http://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=3739 (дата обращения)»  

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы. 1941
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей