Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.3.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет замечательная книга: Диденко Ю.Ю. История Отечества в летописи рода и семьи. Симферополь. СОНАТ. 2023. Для истории школы К.Мая издание представляет особый интерес - большой фрагмент книги посвящён золотому медалисту выпуска 1914 года Владимиру Владимировичу Егорьеву (04.03.1896 – 24.08.1943) - дипломату, юристу, специалисту в области международного права.
20.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка невропатолога, доктора медицины Христиана Карловича Буша, учившегося в гимназии К.Мая в 1874-1882 гг.
18.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участника Великой Отечественной войны Валентина Дмитриевича Курилова, учившегося в 6 САШ в 1937-1940 гг.
15.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка юриста Сергея Васильевича Быкова, учившегося в гимназии К.Мая в 1871-1878 гг.




Пехтерев Лев Николаевич


Лев Николаевич Пехтерев

25.02.1917 – 08.08.2002

инженер - путеец


инженер-майор


участник Великой
Отечественной войны


учился в нашей школе
в 1930–1935 гг.

Лев Николаевич Пехтерев родился 25 февраля 1917 г.в Санкт-Петербурге, в семье инженера-железнодорожника Николая Николаевича Пехтерева (1889 - 1975) и Нины Федоровны Пехтеревой (урожденной Парланд, 1891 - 1942). Левушка был единственным и любимым ребенком своих родителей. Нина Федоровна все свое время посвящала сыну и мужу, она происходила из семьи обрусевших шотландцев, принесших России немалую славу. Её дядей был архитектор Альфред Парланд, автор проекта собора Воскресения Христова на Крови, или храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. 
В нашу школу поступил в 1930 г. и окончил полный курс в 1935 г. [1]. Весь период обучения в школе со Львом в одном классе училась Мария Николаевна Куксенко (1917–2004) - будущая супруга Льва Николаевича. Мурочка, как звал её Лев Николаевич, росла без отца Николая Николаевича Куксенко, погибшего в 1917 году. Она получила очень хорошее воспитание - кроме мамы, Марии Викторовны Куксенко (в девичестве Долголенко, 1893–1978), её опекали дед - Виктор Яковлевич Долголенко (1864– 1941) и бабушка Екатерина Николаевна Долголенко (урожд. Куксенко, 1868–1942), погибшие в период Ленинградской блокады.
По окончании школы, в том же 1935 году, решив пойти по стопам своего отца, Лев Пехтерев успешно сдал вступительные экзамены в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Защитив диплом на кафедре «Мосты и тоннели» в 1940 году Лев Николаевич с супругой Марией Николаевной получил назначение в Петрозаводск в службу пути управления Кировской железной дороги. Мария Николаевна Куксенко в 1935 году тоже стала студенткой ЛИИЖТа и успешно защитила диплом в 1940 году, ей была присвоена квалификация инженера по постройке железных дорог и путевому хозяйству. С 1941 года по 1974 год проработала службах, осуществлявших капитальное строительство сначала на Кировской, с 1959 года – на Октябрьской железной дороге
С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Лев Николаевич был мобилизован на восстановление разрушений от вражеских бомбардировок и диверсий для службы в специальном восстановительном поезде.
Создание в составе подразделений Кировской железной дороги ремонтных мостопоездов позволило сконцентрировать средства и четко организовать восстановительные работы, железнодорожники работали самоотверженно и мужественно, не жалели ни сил, ни жизни.
Железнодорожники действительно стали четвертым родом войск. Забрасывая Кировскую железную дорогу тысячами бомб и снарядов, гитлеровское командование было уверено, что вся ее техника, включая рельсовый путь, будет разрушена, хозяйственные связи с Большой землей прервутся, а движение поездов остановится. Взрывались мосты, здания, насыпи, рельсовый путь, стрелочные переводы, депо, вокзалы... Но круглые сутки, без перерывов восстанавливали разрушенные пути и сооружения специальные военно-строительные подразделения - управление военно-восстановительных работ № 11 (УВВР-11) и путейцы Кировской дороги.
В этот период Лев Николаевич редко виделся с женой -Мария Николаевна тоже была мобилизована в службы обеспечения путевого хозяйства.Во время войны у них не было своего жилья, оба находились на казарменном положении и жили вместе с коллегами-друзьями в пассажирском вагоне. Как-то Лев Николаевич обмолвился, чтоза период войны в любое время года, в любую погоду, впроголодь, передвигаясь по железнодорожным перегонам где на ремонтно-восстановительном поезде, где на дрезине, где пешком по шпалам, он прошел Кировскую магистраль от Волховстроя до Мурманска едва ли не трижды. О том, как они попадали под бомбежки, о столкновениях с немцами Лев Николаевич не любил вспоминать, их службы были слабо вооружены, не подготовлены к боевым действиям и несли серьезные потери в таких ситуациях. Всегда говорил: «Посмотрите фильм «А зори здесь тихие…»»
В сентябре 1945 года у Льва Николаевича и Марии Николаевны родилась дочь Екатерина.
После окончания войны Лев Николаевич продолжил службу в отделе искусственных сооружений службы пути, затем в дорожно-строительном тресте Кировской железной дороги.
В 1959 году в связи с реорганизацией на железнодорожном транспорте Льву Николаевичу было предложено продолжить работу в Ленинграде, в управлении Октябрьской железной дороги. Однако, семейный совет Пехтеревых решил остаться в Петрозаводске. Закончил свою деятельность на железнодорожном транспорте Лев Николаевич в должности главного инженера Дорстройтреста Кировской железной дороги.
С сентября 1959 года по март 1963 года он служил сначала Заместителем главного инженера управления строительства, затем Заместителем начальника Управления строительства Карельского Совнархоза. В 1963 году Совнархозы в СССР были упразднены. С апреля 1963 года и до выхода на пенсию в 1977 году трудился на должности начальника производственно-технического, а затем производственно-распределительного управления Главсевзапстроя Минпромстроя СССР.
Лев Николаевич как участник войны, в это время имел воинское звание - инженер-капитан. На пенсию в 1977 году он вышел в звании инженер-майора.
За свою трудовую деятельность Лев Николаевич награждён Медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», знаком «Почетному железнодорожнику».

8 августа 2002 года сердце Льва Николаевича Пехтерева остановилось. Похоронен Лев Николаевич на Сулажгорском кладбище в Петрозаводске. Он оставил нам пример честного служения Родине, верности, справедливости, чести и достоинства.

Источники: 
1. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 2. СПб., Наука, 2009.
2.Фамильный архив семьи Пехтеревых
3. Сайт «Память народа». 

Информационную страницу сайта подготовили Е.Л. Пехтерева (France, Fantenay-le-Comte) – дочь Л.Н. Пехтерева, Е.И. Виноградова (Иркутск), М.Т. Валиев (Санкт-Петербург).
03.03.2022



Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




04.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве
11.03
День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля
18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 

30.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, капитана Бориса Георгиевича Шарона



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей