Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





13.12.2017
На сайте выставлена обновленная биографическая страничка Бориса Алексеевича Муромцева, учившегося в реальном училище К.Мая в 1909-1915 гг. и преподававшего в нашей школе химию в 1920-х гг.





Николай Викторович Фаусек 

19.10.1894 - 15.03.1938

авиаконструктор
один из первых авиамоделистов России

учился в школе К.Мая в 1906-1913 гг.
окончил школу с золотой медалью

репрессирован в 1938 г.





Николай Фаусек родился в Неаполе в семье Виктора Андреевича Фаусека (1861 – 1910) – профессора зоологии, энтомолога. Во время учебы Николая Фаусека в гимназии К.Мая его отец занимал должность директора СПб Высших Женских курсов (1905–1910). Один прадед Николая, Франц Фаусек, был обрусевшим чехом, другой прадед был немцем, а прабабушка - дочерью французского эмигранта.

Во время учёбы в гимназии Николай проявил особый интерес к работе авиационного кружке Общества любителей авиационного спорта (ОЛАС), который был основан 24 января 1912 г., благодаря энергии выпускника гимназии 1908 г. Владимира Векшина и активной поддержке А.Л. Липовского. Это был едва ли не один из первых в стране авиационных кружков. На заседаниях этого объединения не только читали доклады на темы, как тогда говорили, воздухоплавания («Бипланы бр. Райт типа В», «Управление монопланами» и т.п.), но и занимались практической деятельностью. Именно здесь впервые в России Николай Фаусек, изучив соответствующую литературу, построил модель самолёта, используя для этого лучинки и папиросную бумагу, а в качестве двигателя резиновый шнур.

Об этом интереснейшем историческом событии впоследствии подробно рассказал его друг Виктор Кербер. «В 1908 г. Коля увидел журнал “Вестник воздухоплавания”, в котором была помещена фотография самолёта “Блерио VIII” в полёте. Коля тут же загорелся желанием сделать модель такого же самолёта и обязательно летающую. Начались поиски материалов… Долго ходил он по магазинам и набрёл на магазин Растеряева в Гостином дворе. Там глаза его разбежались: трубки, листы и проволока из различных цветных металлов. И вот в одном из дальних углов Коля поднял лист и поразился, как он лёгок. “Это что?” — спросил он. “Алюминий”, — ответил продавец… Лист алюминия стоил очень дорого — 90 копеек, но Коля всё-таки купил его… Всё свободное от уроков время Коля работал над моделями… Вскоре Коля добился замечательных результатов: он ставил свою модель на шасси на паркетный пол школьного зала и пускал. Модель бежала, самостоятельно взлетала на высоту 2–2,5 м, пролетала почти весь зал и, по выработке завода, планировала и садилась на пол на шасси. Когда стало тесно для полётов модели в зале, Коля перебрался во двор школы… Так появилась первая отечественная модель самолёта. Будучи ещё гимназистом последнего класса гимназии К. Мая, он успешно читал лекции о моделях самолётов, демонстрируя свою в полёте».

В архиве Я.И. Френкеля, друга и однокашника юного авиаконструктора, чудом сохранились несколько снимков «пилота» и его детища. Самолётик Коли после нескольких усовершенствований успешно преодолевал пространство рекреационного зала и даже летал в школьном дворе. Но «майские» авиаторы на этом не остановились и уже к 14 апреля построили планёр «Шанюта», однако поднять его в воздух вблизи станции Горская так и не удалось из-за запрета полиции, опасавшейся жертв. Николай Викторович остался верен своему увлечению на всю жизнь, преподавал в Московском авиационном институте.

По нелепому обвинению был арестован 20 декабря 1937. Приговорен ВКВС СССР 15 марта 1938 по обвинению в шпионаже. Расстрелян и похоронен на "Коммунарке" (Моск. обл.) 15 марта 1938. Реабилитирован 24 ноября 1956.  



При подготовке информационной странички были использованы материалы книги:  Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. СПб., 2005. Ч. 1.



Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев




Дополнительные материалы:


Фотолетопись:



























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей