Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





18.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участника Великой Отечественной войны Валентина Дмитриевича Курилова, учившегося в 6 САШ в 1937-1940 гг.
15.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка юриста Сергея Васильевича Быкова, учившегося в гимназии К.Мая в 1871-1878 гг.
9.3.2024
Дорогие друзья и коллеги! На сайте размещена биографическая страничка художника Вадима Валентиновича Бродского, учившегося в нашей школе в 1953-1960 гг.
8.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участников Великой Отечественной войны: врача Кирилла Кирилловича Оконечникова, учившегося в нашей школе в 1935 г. и красноармейца Георгия Альфредовича Нуви, учившегося в нашей школе в 1927-1935 гг.




Бродерсен Георгий Густавович

Георг (Юрий) Густавович Бродерcен
Georg Brodersen

23.11.1903 – март 1942

театральный критик
секретарь редакции журнала „Рабочий и Театр“

учился в гимназии К. Мая
в 1918 – 1920 гг.


Георг (Юрий) Густавович Бродерcен (Georg Brodersen) родился 23 ноября 1903 года [1] (по другим данным в 1904 г.) в лютеранской семье петербургского журналиста, художника и издателя Густава Густавовича Бродерcена (Gustav Gottfried Brodersen, 07.07.1869 – 20.01.1944, Берлин) и переводчицы с английского и французского языков Евы (Эвы) Карловны, урождённой Эрдель (Eva Sophie Alexandrine Oerdel, 07.07.1879, С.-Петербург – 18.02.1971, Берлин), вступивших в брак 10 января 1901 г. в С.-Петербурге [2]. Ева, в свою очередь, была дочерью урождённого петербуржца, преподавателя, инспектора и с 1875 года директора гимназии Видемана, статского советника Карла Эрделя (Karl Christoph Oerdel, 02.11.1844 – 12.11.1888) и его жены Юстины Николаевны, урожд. Шпейер (Justine Kath. Speyer, 15.12.1844 – 29.05.1919), возглавившей после смерти мужа в 1888 году гимназию и Реальное училище Видемана на целых три десятилетия [2,3].
До 1900 года отец Георгия был свободным художником. С 1901 года он значится в «Адресных книгах» [3] проживающим на Васильевском острове, Малый пр., дом 19 – преподаватель, «не имеющiй чина» по российскому Табелю о рангах [4].
В 1904-1905 гг. молодая семья живёт на Б. Зеленина, дом 9.
Интересна запись в Адресном справочнике «Весь Петербург» на 1906 год»: «Бродерсенъ Густавъ Густавовичъ, Галерная 57. Императорское училище правоведения; Секретарь общества учителей рисования». По данным Фонда проф. Э.Н. Амбургера известно, что в 1905-1906 гг. он так же преподавал рисование и в Реформатском училище (на основании ежегодных отчётов этого учебного заведения) [2].
В 1907 года молодая семья переехала на Конюшенную улицу в дом № 4 на границе Царского Села и Павловска: в адресных книгах «Весь Петербург» на разные года указан то один пригородный адрес, то другой. В это же время отец начал преподавать в Ларинской гимназии [3].
В Павловск переехала и бабушка Георгия со стороны отца – вдова, «купчиха Ольга Богдановна Бродерсенъ», урожденная Крюгер (Olga Elisabeth Krüger 06.03.1842, С.-Петербург – 03.05.1917, Петроград), обвенчавшаяся в 1868 году (за год до рождения Густава Густавовича Бродерсена) с купцом Людвигом-Густавом Бродерсеном (Ludwig Gustav Brodersen 27.10.1829, Hamburg-Alton – 16.04.1889, С.-Петербург) [2].
Семья Бродерсен серьёзно относилась к культуре и образованию: отец Георгия был журналистом, литератором, составителем "Словаря современников", кроме Реформатского училища и Ларинской гимназии преподавал рисование в женской гимназии Э.П. Шаффе и имел чин коллежского асессора [5]. Кроме того, с 1910 по 1915 гг. он являлся редактором и издателем женского иллюстрированного журнала "Модный свет/Модный свет и модный магазин", выходившего с 1868 по 1916 гг. и за свою историю выпустившего 1334 номера. Это был журнал мод и рукоделий. Кроме того, в нём помещались театральные обозрения, хроника происшествий, педагогические статьи, хозяйственные советы, а также переводная приключенческая и салонная беллетристика. Кроме этого, журнал имел приложения: "Детский отдел журнала", "Календарь для женщин; Календарь для детей", "В свободную минуту, мозаика" [6].
Мама Георгия, Ева (Эва) Карловна, переводчица с английского и французского, стала особенно известна как "Э.К. Бродерсен" «в послеоктябрьскую эпоху. Не была связана с какими-либо литературно-политическими течениями, переводила развлекательную литературу. Активно публиковалась в частных, независимых, кооперативных издательствах в 1920-х гг.» [7]. Были изданы следующие её переводы: с франц. романы Анри Беро: «Час настал!» (Л., 1924) «Лунный яд» (Л., 1925); с английского "Дитя бури" Хаггарда Генри Райдера, "Возвращение в джунгли" (книга 2 в серии "Тарзан") и "Тарзан и его звери" (книга 3 в серии "Тарзан") Берроуса Эдгара Райса; его же две книги "Боксёр Билли" и "Закоренелый преступник" в серии "Боксёр Билли" и его же 11 книг в серии "Марсианин Джон Картер"; два произведения Джека Лондона: «Белые боги» (1925) и ром. «Земля обетованная» (1924); 9 книг О. Генри "Поставщик седел", "Сказочный принц", "Королева змей", "Кудряш", "Эльза в Нью-Йорке", "Страна иллюзий", "Из Омара", "На пароме", "Чёрное платье", «Горящий светильник», «Новый Багдад», рассказы «Душа Техаса» (Л., 1925); «Марионетки» (Л., 1925); Фритьоф Нансен «Среди тюленей и белых медведей» (1928) и др.» [7]. Являлась членом Всероссийского Союза писателей, входила в секцию переводчиков.
В 1911 году адрес семьи снова изменился: «Павловскъ, Конюшенная, 13» [3]. Как видим, всё детство Юрия-Георга прошло в пригороде С.-Петербурга.
В 1913 году семья коллежского асессора Густава Густавовича Бродерсена проживала на Васильевском Острове по 7-й линии в доме 62 [3]. Неподалёку, на 9-й линии в доме 46, проживала бабушка Эрдель Юстина Николаевна, вдова статского советника, «содержательница гимназии и Реального училища Видемана» [3]. В этот дом позднее переедет семья Бродерсенов и останется там до 1930 года. Точная дата переезда к бабушке неизвестна: по данным на 1917 год они ещё жили на 7-й линии, умерла Юстина Николаевна 29 мая 1919 г. и была похоронена в могилу к супругу на Смоленском лютеранском кладбище [8].
Учёба Юрия Густавовича в школе К. Мая пришлась на сложное время – в 8-ом и 9-ом классах школы он учился в 1918-1920 гг. Где Юрий завершил образование, мы, к сожалению, не знаем. Известно лишь, что позднее он стал видным театральным критиком, о котором педагог Ленинградского хореографического училища и балетовед Галина Кремшевская отозвалась так: «один из тех критиков, теоретиков балетного дела, которые тесным кольцом окружали всех практических деятелей театра и училища, помогая и словом и делом». Ее поколение молодых артистов балета называло критиков Юрия Слонимского, Юрия Бродерсена, Алексея Гвоздева, Ивана Соллертинского «наши боги, наши педагоги» [9].
В "Театральной Энциклопедии" упомянуто, что «В первые годы существования Советского государства в журналах и газетах выступали со статьями: А.А. Плещеев, А.Л. Волынский, А.А. Черепнин, В.П. Ивинг, Ю.Г. Бродерсен, Н. Марквардт и др.» [10].
Можно привести ряд высказываний о театральном критике Бродерсене:
«У публики вечер "Молодого балета" имел успех, что же до реакции критиков, то она, как и следовало ожидать, касалась только эстетической стороны выступления. Волынский выступил против Баланчина; находившийся под его влиянием молодой критик Юрий Бродерсен (погибший в 1942 году во время блокады Ленинграда) назвал выступление "Молодого балета" "сплошным вечером сценической пошлости". Прогрессивные критики, среди них авторитетный Алексей Гвоздев, поклонник Мейерхольда, отозвались одобрительно» [11].
«С первых же шагов на сцене училища Уланова была замечена и отмечена. Знаменитый в те годы критик Юрий Бродерсен, писавший об Улановой, вспоминал и о первом сольном номере юной Гали – "Польке-пиццикато", поставленном для неё мамой, – настолько ярко врезалось в память знатоку балета, как грациозно порхала в ритмах рахманиновской музыки маленькая школьница. Фурор произвела и её Сильфида в "Шопениане", исполненная на выпускном вечере, а затем и первая ведущая партия в театре – Одетта-Одиллия в "Лебедином озере"» [12].
В статье Г. Кремшевской "Расцвет" ("История танцев") читаем: «К "Ручью", где была показана Семёнова, претензий оказалось больше. Более того, некоторыми критиками выбор "Талисмана" даже оправдывался. Так критик Юр. Бродерсен в статье "Новые силы в балете", признавая его в качестве учебного спектакля явлением закономерным, даёт и широкий обзор работы молодых исполнителей. ... "Прежде всего следует отметить воспитанницу Анисимову, прекрасную танцовщицу на характерные роли... Жест широкий и смелый, забирающий воздух с силой и стремительностью... Среди танцовщиц классического амплуа первое место принадлежит воспитаннице Иордан... к достоинствам Иордан следует отнести хорошо развитую технику, широкий прыжок, благородное в сценическом отношении лицо, умение держаться на сцене – временами даже настоящий артистический апломб и блеск". Далее Бродерсен отмечает "техническую грамотность воспитанницы Ширипиной... хорошее исполнение ответственных вариаций воспитанницами Сахновской, Полуниной, Васиной: называет их "желанными для сцены работницами", выделяет характерную танцовщицу Стратанович. Кроме того, заглядывая в выпуски будущих лет, обращает внимание на трёх воспитанниц: "Каминская – умная и темпераментная танцовщица, с яркой индивидуальностью. Танец её силён и смел по рисунку... Уланова – танцовщица с большим благородством, классически сильная и выразительная: танец её прекрасен по рисунку и чёткому исполнению. Вечеслова – живая, непринуждённая танцовщица – с несомненным дарованием и многообещающим будущим"» <статья Ю.Бродерсена в журнале "Рабочий и театр" № 19 за 1926 г.> [13].
В книге В. Красовской "Агриппина Яковлевна Ваганова" также отмечено: «Пресса откликнулась на появление Семёновой. Юрий Густавович Бродерсен счёл, что "такого успеха давно не было на выпускных спектаклях", и отметил "в первую очередь, конечно, воспитанницу Марину Семёнову". Похвалив за "редкую техническую законченность", он предсказал ей "несомненно большое будущее"» [14].
С 1927 по 1929 гг. Юрий Густавович являлся секретарём еженедельного журнала "Рабочий и театр" [15], редакция которого в 1929-1932 гг. размещалась на Невском пр., 28, комн. 32. В это время Юрий Густавович проживал с родителями по адресу: В.О., 9-я линия, дом 46, кв. 17. В 1930-м году родители переехали на Петропавловскую ул., дом 4, а Юрий в 1931 году – на ул. Марата, дом 67 – в это время он уже числился в «Красной Газете».
В 1920-е и 1930-е годы его отец, Густав Густавович Бродерсен, составил и издал книги, которые переиздаются по сей день: «Справочник кустаря», «Золотая рецептура», «Производственная техно-химическая рецептура. Справочная книга для техников, химиков, кустарей» и др. На протяжении 1920-х годов у супругов Бродерсен в «Адресных книгах Ленинграда» в качестве профессии указано: «писатель».
О личной жизни Юрия никаких свидетельств не осталось, кроме упоминания Михаила Кузмина в «Дневнике 1934 года» о том, что Юрий Густавович был женат на Марине Михайловне Бок [16], дочери Михаила Михайловича Бока (1889-1936) [16], профессора, известного терапевта, лечившего академика И.П. Павлова [17,18]. Профессор Бок М.М. вплоть до 1936 года проживал по адресу: ул. Марата, д. 66, кв. 15 [3].
Дальнейшие сведения после 1930-го года о семье Бродерсенов в российских источниках не обнаружены. Однако известно, что в 30-х годах отцу и матери Юрия удалось выехать в Германию. Густав Густавович и Ева Карловна проживали в Берлине по адресу: Berlin NW21, Bradowstr. 41. Скромная квартира состояла из комнаты (3,35 х 5,60 м2) и кухни (3 х 4 м2). Позднее, в 1943 году, там же поселилась семья сестры Юрия, Ольги, которой вместе с мужем и двумя детьми удалось перебраться в Германию из оккупированного немцами Пятигорска. В Пятигорск они были эвакуированы в марте 1942 года из Ленинграда.
Отец Густав Густавович умер в Берлине 20 января 1944 года, а мать Ева Карловна – 18 февраля 1971 г. в возрасте 92-х лет. Родители похоронены на берлинском кладбище Тегель, надпись выполнена на немецком языке с указанием девичьей фамилии матери: «geb. Oerdel» [2,19].
Сам Юрий Густавович Бродерсен погиб в блокадном Ленинграде в марте 1942 года. Последним адресом его проживания значилась Малая Посадская ул., д. 15, кв. 98-а [23].
Открытыми остаются несколько вопросов:
– кто была София Виктория Франциска Бродерсен (Sophie Viktoria Franziska), в 1894 году вышедшая замуж за Николая Юрковского (С.-Петербургский евангелический воскресный листок № 324 от 9 октября 1894 г.) [2]. Возможно речь идёт о дочери купца Людвига-Густава, младшей сестре Густава Густавовича и, соответственно, о тёте Георгия (Юрия)? Никаких следов Николая и Софии Юрковских в «Адресных книгах С.-Петербурга» в дальнейшем не обнаружено;
– кто был Владимир Петрович Бродерсен, первый раз появившийся в «Адресных книгах С.-Петербурга» в 1909 г. по адресу Можайская 1, записанный на следующий год уже Владимиром Густавовичем по тому же адресу и исчезнувший из перечня жителей С.-Петербурга в последующие годы? Возможно, это родной брат преподавателя рисования Густава Густавовича и, соответственно, дядя Юрия.
– кто был Андрей Николаевич Бродерсен, упомянутый в Фонде проф. Э.Н. Амбургера [2] со ссылкой на "Адрес-календарь города Москвы на 1888 год" как педагог московской школы при церкви святых Петра и Павла («5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза...» [24]).

В заключение считаем необходимым привести список публикаций Юрия Густавовича Бродерсена – список занимает почти две страницы балетного справочника (стр. 230-231 в [21]). Эти публикации - итог его 20-летней творческой деятельности как балетного критика, труд всей его жизни. Несколько работ Ю.Бродерсена, не вошедшие в этот список, приводим ниже:
1. Чествование памяти М. И. Петипа. Вестник театра и искусства. 1922, 28 марта. №21. С. 5-6.
2. И. Ф. Кшесинский. Рабочий и театр. 1928. № 14.
3. В Ак. балете не все благополучно. Рабочий и театр. 1928. № 20. С. 6.
4. Вторая программа в Мюзик-холле. Рабочий и театр. 1929. №2.
5. (совместно с Малковым Н.П.). Спящая красавица. Сюжет заимствован из сказок Ш.Перро. Сценическая обработка М. И. Петипа Музыка П. И. Чайковского. М.: Теакинопечать, 1930. - 15 с.
6. Неудавшееся перевооружение балета: «Болт» в Гостеатре оперы и балета. Красная газета. 1931, 11 апреля.
7. Советская танцевальная комедия. Советский театр. 1935. № 8.
8. Ашик-Кериб. Советское Искусство. 1941, 5 января. С. 3.
9. Четыре года спустя. Гастроли московского балета п/р Викторины Кригер. Рабочий и   театр. 1935. №24. С.18-19

Как видно из приведенных списков статей и театральных рецензий Юрия Бродерсена, все его сочинения персональные. Только одна публикация выполнена совместно с музыковедом Николаем Петровичем Малковым (25.04.1882, С.-Петербург – 20.03.1942, Ленинград) [22]. Н.П. Малков в 1907 г. окончил юридический факультет СПб университета, брал уроки игры на фортепьяно и самостоятельно изучил историю музыки. В 1930 г. он работал секретарем журнала «Жизнь искусства», а Юрий Густавович – секретарем редакции журнала «Рабочий и Театр». Ушли из жизни они в одно время – в марте 1942 года, после тяжелой блокадной зимы.

Источники:
2. Фонд проф. Э.Н. Амбургера:
https://amburger.ios-regensburg.de/?id=35702 – мама Ева, урожд. Эрдель;
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=12000 – дед, купец Людвиг-Густав;
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=12001 – София Виктория Франциска Бродерсен, в замужестве Юрковская;
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=55386 – бабушка Юстина Николаевна Шпейер;
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=7509 – московский педагог Андрей Николаевич Бродерсен.
3. Адресный справочник «Весь Петербург»;
4. «Сокращенiе чиновъ» – http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=3653
8. Robert Leinonen/Erika Voigt «Deutsche in St. Petersburg. Ein Blick auf den Deutschen evangelisch-lutherischen Smolenski-Friedhof und in die europäische Kulturgeschichte», Verlag Nordostdeutsches Kulturwerk, Lüneburg 1998, Band I ISBN 3-932267-04-4, Band II ISBN 3-932267-14-1. (Роберт Лейнонен/Эрика Фогт «Немцы в Ст. Петербурге. Смоленское лютеранское кладбище в истории культуры». Издательство Nordostdeutsches Kulturwerk, Люнебург, 1998 г.) (том 2, опис. захорон. О-20, стр. 256);
9. Галина Кремшевская «Мои боги, мои педагоги...» – http://ptj.spb.ru/archive/3/in-faces-3/moi-bogi-moi-pedagogi/
13. Галина Кремшевская «Расцвет» («История танца») – http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st006.shtml
14. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова./ В.М.Красовская. - Л.: Искусство. 1989. – 221 с.
15. Периодика по литературе и искусству за годы революции 1917-1932 (составитель К.Д.Муратова). – Л.: Изд-во АН СССР, 1933. – 344 с.
16. Кузмин М.А. Дневник 1934 года./ М.А.Кузмин. - Л.: Издательство Ивана Лимбаха, 1998. – 416 с. http://az.lib.ru/k/kuzmin_m_a/text_0370.shtml
17. Бок М.М., профессор кафедры частной патологии и терапии. 1920-1936. ЦГА СПб. Фонд Р-3081. Опись 12. Дело 94.
18. Григорьян Н.А. Болезнь и смерть Павлова. Природа, №8, 1999, с.80-82.
19. Кладбище Тегель в Берлине: http://pogost-tegel.info/index.php?id=300 и http://pogost-tegel.info/index.php?id=301
21. Деген А., Ступников И. Ленинградский балет. 1917-1987: Словарь-справочник. - Л.: Советский композитор, 1988. - 264 с.


Информационную страницу подготовили И.Л. Лейнонен © (Лауша, Германия), М.Т. Валиев © (С.-Петербург) и А.А. Ильин © (СПб ГТИ, С.-Петербург)
11.11.2019

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «И.Л. Лейнонен, М.Т. Валиев, А.А. Ильин Биографическая страничка Георгия Густавовича Бродерсена – URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=373 (дата обращения)»



Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




04.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве
11.03
День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля
18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 

30.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, капитана Бориса Георгиевича Шарона



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей