Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:










Георг (Юрий) Густавович Бродерcен
Georg Brodersen

23.11.1903 – март 1942

театральный критик

секретарь редакции журнала „Рабочий и Театр“

учился в гимназии К. Мая в 1918 – 1920 гг.


 
Георг (Юрий) Густавович Бродерcен (Georg Brodersen) родился 23 ноября 1903 года [1] (по другим данным в 1904 г.) в лютеранской семье петербургского журналиста, художника и издателя Густава Густавовича Бродерcена (Gustav Gottfried Brodersen, 07.07.1869 – 20.01.1944, Берлин) и переводчицы с английского и французского языков Евы (Эвы) Карловны, урождённой Эрдель (Eva Sophie Alexandrine Oerdel, 07.07.1879, С.-Петербург – 18.02.1971, Берлин), вступивших в брак 10 января 1901 г. в С.-Петербурге [2]. Ева, в свою очередь, была дочерью урождённого петербуржца, преподавателя, инспектора и с 1875 года директора гимназии Видемана, статского советника Карла Эрделя (Karl Christoph Oerdel, 02.11.1844 – 12.11.1888) и его жены Юстины Николаевны, урожд. Шпейер (Justine Kath. Speyer, 15.12.1844 – 29.05.1919), возглавившей после смерти мужа в 1888 году гимназию и Реальное училище Видемана на целых три десятилетия [2,3].
До 1900 года отец Георгия был свободным художником. С 1901 года он значится в «Адресных книгах» [3] проживающим на Васильевском острове, Малый пр., дом 19 – преподаватель, «не имеющiй чина» по российскому Табелю о рангах [4].
В 1904-1905 гг. молодая семья живёт на Б. Зеленина, дом 9.
Интересна запись в Адресном справочнике «Весь Петербург» на 1906 год»: «Бродерсенъ Густавъ Густавовичъ, Галерная 57. Императорское училище правоведения; Секретарь общества учителей рисования». По данным Фонда проф. Э.Н. Амбургера известно, что в 1905-1906 гг. он так же преподавал рисование и в Реформатском училище (на основании ежегодных отчётов этого учебного заведения) [2].
В 1907 года молодая семья переехала на Конюшенную улицу в дом № 4 на границе Царского Села и Павловска: в адресных книгах «Весь Петербург» на разные года указан то один пригородный адрес, то другой. В это же время отец начал преподавать в Ларинской гимназии [3].
В Павловск переехала и бабушка Георгия со стороны отца – вдова, «купчиха Ольга Богдановна Бродерсенъ», урожденная Крюгер (Olga Elisabeth Krüger 06.03.1842, С.-Петербург – 03.05.1917, Петроград), обвенчавшаяся в 1868 году (за год до рождения Густава Густавовича Бродерсена) с купцом Людвигом-Густавом Бродерсеном (Ludwig Gustav Brodersen 27.10.1829, Hamburg-Alton – 16.04.1889, С.-Петербург) [2]. 
Семья Бродерсен серьёзно относилась к культуре и образованию: отец Георгия был журналистом, литератором, составителем "Словаря современников", кроме Реформатского училища и Ларинской гимназии преподавал рисование в женской гимназии Э.П. Шаффе и имел чин коллежского асессора [5]. Кроме того, с 1910 по 1915 гг. он являлся редактором и издателем женского иллюстрированного журнала "Модный свет/Модный свет и модный магазин", выходившего с 1868 по 1916 гг. и за свою историю выпустившего 1334 номера. Это был журнал мод и рукоделий. Кроме того, в нём помещались театральные обозрения, хроника происшествий, педагогические статьи, хозяйственные советы, а также переводная приключенческая и салонная беллетристика. Кроме этого, журнал имел приложения: "Детский отдел журнала", "Календарь для женщин; Календарь для детей", "В свободную минуту, мозаика" [6].
Мама Георгия, Ева (Эва) Карловна, переводчица с английского и французского, стала особенно известна как "Э.К. Бродерсен" «в послеоктябрьскую эпоху. Не была связана с какими-либо литературно-политическими течениями, переводила развлекательную литературу. Активно публиковалась в частных, независимых, кооперативных издательствах в 1920-х гг.» [7]. Были изданы следующие её переводы: с франц. романы  Анри Беро: «Час настал!» (Л., 1924) «Лунный яд» (Л., 1925); с английского "Дитя бури" Хаггарда Генри Райдера, "Возвращение в джунгли" (книга 2 в серии "Тарзан") и "Тарзан и его звери" (книга 3 в серии "Тарзан") Берроуса Эдгара Райса; его же две книги "Боксёр Билли" и "Закоренелый преступник" в серии "Боксёр Билли" и его же 11 книг в серии "Марсианин Джон Картер"; два произведения Джека Лондона: «Белые боги» (1925) и ром. «Земля обетованная» (1924); 9 книг О. Генри "Поставщик седел", "Сказочный принц", "Королева змей", "Кудряш", "Эльза в Нью-Йорке", "Страна иллюзий", "Из Омара", "На пароме", "Чёрное платье", «Горящий светильник», «Новый Багдад», рассказы «Душа Техаса» (Л., 1925); «Марионетки» (Л., 1925); Фритьоф Нансен «Среди тюленей и белых медведей» (1928) и др.» [7]. Являлась членом Всероссийского Союза писателей, входила в секцию переводчиков.
В 1911 году адрес семьи снова изменился: «Павловскъ, Конюшенная, 13» [3]. Как видим, всё детство Юрия-Георга прошло в пригороде С.-Петербурга.
В 1913 году семья коллежского асессора Густава Густавовича Бродерсена проживала на Васильевском Острове по 7-й линии в доме 62 [3]. Неподалёку, на 9-й линии в доме 46, проживала бабушка Эрдель Юстина Николаевна, вдова статского советника, «содержательница гимназии и Реального училища Видемана» [3]. В этот дом позднее переедет семья Бродерсенов и останется там до 1930 года. Точная дата переезда к бабушке неизвестна: по данным на 1917 год они ещё жили на 7-й линии, умерла Юстина Николаевна 29 мая 1919 г. и была похоронена в могилу к супругу на Смоленском лютеранском кладбище [8].
Учёба Юрия Густавовича в школе К. Мая пришлась на сложное время – в 8-ом и 9-ом классах школы он учился в 1918-1920 гг. Где Юрий завершил образование, мы, к сожалению, не знаем. Известно лишь, что позднее он стал видным театральным критиком, о котором педагог Ленинградского хореографического училища и балетовед Галина Кремшевская отозвалась так: «один из тех критиков, теоретиков балетного дела, которые тесным кольцом окружали всех практических деятелей театра и училища, помогая и словом и делом». Ее поколение молодых артистов балета называло критиков Юрия Слонимского, Юрия Бродерсена, Алексея Гвоздева, Ивана Соллертинского «наши боги, наши педагоги» [9].
В "Театральной Энциклопедии" упомянуто, что «В первые годы существования Советского государства в журналах и газетах выступали со статьями: А.А. Плещеев, А.Л. Волынский, А.А. Черепнин, В.П. Ивинг, Ю.Г. Бродерсен, Н. Марквардт и др.» [10].
Можно привести ряд высказываний о театральном критике Бродерсене:
«У публики вечер "Молодого балета" имел успех, что же до реакции критиков, то она, как и следовало ожидать, касалась только эстетической стороны выступления. Волынский выступил против Баланчина; находившийся под его влиянием молодой критик Юрий Бродерсен (погибший в 1942 году во время блокады Ленинграда) назвал выступление "Молодого балета" "сплошным вечером сценической пошлости". Прогрессивные критики, среди них авторитетный Алексей Гвоздев, поклонник Мейерхольда, отозвались одобрительно» [11].
«С первых же шагов на сцене училища Уланова была замечена и отмечена. Знаменитый в те годы критик Юрий Бродерсен, писавший об Улановой, вспоминал и о первом сольном номере юной Гали – "Польке-пиццикато", поставленном для неё мамой, – настолько ярко врезалось в память знатоку балета, как грациозно порхала в ритмах рахманиновской музыки маленькая школьница. Фурор произвела и её Сильфида в "Шопениане", исполненная на выпускном вечере, а затем и первая ведущая партия в театре – Одетта-Одиллия в "Лебедином озере"» [12].
В статье Г. Кремшевской "Расцвет" ("История танцев") читаем: «К "Ручью", где была показана Семёнова, претензий оказалось больше. Более того, некоторыми критиками выбор "Талисмана" даже оправдывался. Так критик Юр. Бродерсен в статье "Новые силы в балете", признавая его в качестве учебного спектакля явлением закономерным, даёт и широкий обзор работы молодых исполнителей. ... "Прежде всего следует отметить воспитанницу Анисимову, прекрасную танцовщицу на характерные роли... Жест широкий и смелый, забирающий воздух с силой и стремительностью... Среди танцовщиц классического амплуа первое место принадлежит воспитаннице Иордан... к достоинствам Иордан следует отнести хорошо развитую технику, широкий прыжок, благородное в сценическом отношении лицо, умение держаться на сцене – временами даже настоящий артистический апломб и блеск". Далее Бродерсен отмечает "техническую грамотность воспитанницы Ширипиной... хорошее исполнение ответственных вариаций воспитанницами Сахновской, Полуниной, Васиной: называет их "желанными для сцены работницами", выделяет характерную танцовщицу Стратанович. Кроме того, заглядывая в выпуски будущих лет, обращает внимание на трёх воспитанниц: "Каминская – умная и темпераментная танцовщица, с яркой индивидуальностью. Танец её силён и смел по рисунку... Уланова – танцовщица с большим благородством, классически сильная и выразительная: танец её прекрасен по рисунку и чёткому исполнению. Вечеслова – живая, непринуждённая танцовщица – с несомненным дарованием и многообещающим будущим"» <статья Ю.Бродерсена в журнале "Рабочий и театр" № 19 за 1926 г.> [13].
В книге В. Красовской "Агриппина Яковлевна Ваганова" также отмечено: «Пресса откликнулась на появление Семёновой. Юрий Густавович Бродерсен счёл, что "такого успеха давно не было на выпускных спектаклях", и отметил "в первую очередь, конечно, воспитанницу Марину Семёнову". Похвалив за "редкую техническую законченность", он предсказал ей "несомненно большое будущее"» [14].
С 1927 по 1929 гг. Юрий Густавович являлся секретарём еженедельного журнала "Рабочий и театр" [15], редакция которого в 1929-1932 гг. размещалась на Невском пр., 28, комн. 32. В это время Юрий Густавович проживал с родителями по адресу: В.О., 9-я линия, дом 46, кв. 17. В 1930-м году родители переехали на Петропавловскую ул., дом 4, а Юрий в 1931 году – на ул. Марата, дом 67 – в это время он уже числился в «Красной Газете».
В 1920-е и 1930-е годы его отец, Густав Густавович Бродерсен, составил и издал книги, которые переиздаются по сей день: «Справочник кустаря», «Золотая рецептура», «Производственная техно-химическая рецептура. Справочная книга для техников, химиков, кустарей» и др. На протяжении 1920-х годов у супругов Бродерсен в «Адресных книгах Ленинграда» в качестве профессии указано: «писатель».
О личной жизни Юрия никаких свидетельств не осталось, кроме упоминания Михаила Кузмина в «Дневнике 1934 года» о том, что Юрий Густавович был женат на Марине Михайловне Бок [16], дочери Михаила Михайловича Бока (1889-1936) [16], профессора, известного терапевта, лечившего академика И.П. Павлова [17,18]. Профессор Бок М.М. вплоть до 1936 года проживал по адресу: ул. Марата, д. 66, кв. 15 [3].
Дальнейшие сведения после 1930-го года о семье Бродерсенов в российских источниках не обнаружены. Однако известно, что в 30-х годах отцу и матери Юрия удалось выехать в Германию. Густав Густавович и Ева Карловна проживали в Берлине по адресу: Berlin NW21, Bradowstr. 41. Скромная квартира состояла из комнаты (3,35 х 5,60 м2) и кухни (3 х 4 м2). Позднее, в 1943 году, там же поселилась семья сестры Юрия, Ольги, которой вместе с мужем и двумя детьми удалось перебраться в Германию из оккупированного немцами Пятигорска. В Пятигорск они были эвакуированы в марте 1942 года из Ленинграда.
Отец Густав Густавович умер в Берлине 20 января 1944 года, а мать Ева Карловна – 18 февраля 1971 г. в возрасте 92-х лет. Родители похоронены на берлинском кладбище Тегель, надпись выполнена на немецком языке с указанием девичьей фамилии матери: «geb. Oerdel» [2,19].
Сам Юрий Густавович Бродерсен погиб в блокадном Ленинграде в марте 1942 года. Последним адресом его проживания значилась Малая Посадская ул., д. 15, кв. 98-а [23].
Открытыми остаются несколько вопросов:
– кто была София Виктория Франциска Бродерсен (Sophie Viktoria Franziska), в 1894 году вышедшая замуж за Николая Юрковского (С.-Петербургский евангелический воскресный листок № 324 от 9 октября 1894 г.) [2]. Возможно речь идёт о дочери купца Людвига-Густава, младшей сестре Густава Густавовича и, соответственно, о тёте Георгия (Юрия)? Никаких следов Николая и Софии Юрковских в «Адресных книгах С.-Петербурга» в дальнейшем не обнаружено;
– кто был Владимир Петрович Бродерсен, первый раз появившийся в «Адресных книгах С.-Петербурга» в 1909 г. по адресу Можайская 1, записанный на следующий год уже Владимиром Густавовичем по тому же адресу и исчезнувший из перечня жителей С.-Петербурга в последующие годы? Возможно, это родной брат преподавателя рисования Густава Густавовича и, соответственно, дядя Юрия.
– кто был Андрей Николаевич Бродерсен, упомянутый в Фонде проф. Э.Н. Амбургера [2] со ссылкой на "Адрес-календарь города Москвы на 1888 год" как педагог московской школы при церкви святых Петра и Павла («5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза...» [24]).

В заключение считаем необходимым привести список публикаций Юрия Густавовича Бродерсена – список занимает почти две страницы балетного справочника (стр. 230-231 в [21]). Эти публикации - итог его 20-летней творческой деятельности как балетного критика, труд всей его жизни. Несколько работ Ю.Бродерсена, не вошедшие в этот список, приводим ниже:
1. Чествование памяти М. И. Петипа. Вестник театра и искусства. 1922, 28 марта. №21. С. 5-6.
2. И. Ф. Кшесинский. Рабочий и театр. 1928. № 14.
3. В Ак. балете не все благополучно. Рабочий и театр. 1928. № 20. С. 6.
4. Вторая программа в Мюзик-холле. Рабочий и театр. 1929. №2.
5. (совместно с Малковым Н.П.). Спящая красавица. Сюжет заимствован из сказок Ш.Перро. Сценическая обработка М. И. Петипа Музыка П. И. Чайковского. М.: Теакинопечать, 1930. - 15 с.
6. Неудавшееся перевооружение балета: «Болт» в Гостеатре оперы и балета. Красная газета. 1931, 11 апреля.
7. Советская танцевальная комедия. Советский театр. 1935. № 8.
8. Ашик-Кериб. Советское Искусство. 1941, 5 января. С. 3.

Как видно из приведенных списков статей и театральных рецензий Юрия Бродерсена, все его сочинения персональные. Только одна публикация выполнена совместно с музыковедом Николаем Петровичем Малковым (25.04.1882, С.-Петербург – 20.03.1942, Ленинград) [22]. Н.П. Малков в 1907 г. окончил юридический факультет СПб университета, брал уроки игры на фортепьяно и самостоятельно изучил историю музыки. В 1930 г. он работал секретарем журнала «Жизнь искусства», а Юрий Густавович – секретарем редакции журнала «Рабочий и Театр». Ушли из жизни они в одно время – в марте 1942 года, после тяжелой блокадной зимы.

Источники:
1. http://forum.vgd.ru/post/1408/25604/p1481764.htm
2. Фонд проф. Э.Н. Амбургера:
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=11999 – отец Густав;
https://amburger.ios-regensburg.de/?id=35702 – мама Ева, урожд. Эрдель;
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=12000 – дед, купец Людвиг-Густав;
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=54266 – дед Карл Эрдель;
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=12001 – София Виктория Франциска Бродерсен, в замужестве Юрковская;
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=55386 – бабушка Юстина Николаевна Шпейер;
https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=7509 – московский педагог Андрей Николаевич Бродерсен.
3. Адресный справочник «Весь Петербург»;
4. «Сокращенiе чиновъ» – http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=3653
5. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BRODERSEN_Gustav_Gustavovich/_Brodersen_G.G..html
6. http://mirknig.com/jurnaly/razvlekatelnye/1181645908-modnyy-svet-modnyy-svet-i-modnyy-magazin-1868-1916-gg-1334-nomera.html
7. http://maxima-library.org/new-books/bl/author/92010
8. Robert Leinonen/Erika Voigt «Deutsche in St. Petersburg. Ein Blick auf den Deutschen evangelisch-lutherischen Smolenski-Friedhof und in die europäische Kulturgeschichte», Verlag Nordostdeutsches Kulturwerk, Lüneburg 1998, Band I  ISBN 3-932267-04-4, Band II  ISBN 3-932267-14-1. (Роберт Лейнонен/Эрика Фогт «Немцы в Ст. Петербурге. Смоленское лютеранское кладбище в истории культуры». Издательство Nordostdeutsches Kulturwerk, Люнебург, 1998 г.) (том 2, опис. захорон. О-20, стр. 256);
9. Галина Кремшевская «Мои боги, мои педагоги...» – http://ptj.spb.ru/archive/3/in-faces-3/moi-bogi-moi-pedagogi/
10. http://wwv.libedu.ru/avtor_neizvesten/p/2265/teatralnaja_yenciklopedija.html
11. http://virtualpetersburg.ru/istoriya-kultury-sankt-peterburga-glava-4-chast-72/
12. http://eho-2013.livejournal.com/297488.html
13. Галина Кремшевская «Расцвет» («История танца») – http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st006.shtml
14. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова./ В.М.Красовская. - Л.: Искусство. 1989. – 221 с.
15. Периодика по литературе и искусству за годы революции 1917-1932 (составитель К.Д.Муратова). – Л.: Изд-во АН СССР, 1933. – 344 с.
16. Кузмин М.А. Дневник 1934 года./ М.А.Кузмин. - Л.: Издательство Ивана Лимбаха, 1998. – 416 с. http://az.lib.ru/k/kuzmin_m_a/text_0370.shtml
17. Бок М.М., профессор кафедры частной патологии и терапии. 1920-1936. ЦГА СПб. Фонд Р-3081. Опись 12. Дело 94.
18. Григорьян Н.А. Болезнь и смерть Павлова. Природа, №8, 1999, с.80-82.
19. Кладбище Тегель в Берлине: http://pogost-tegel.info/index.php?id=300 и http://pogost-tegel.info/index.php?id=301
20. http://visz.nlr.ru/blockade
21. Деген А., Ступников И. Ленинградский балет. 1917-1987: Словарь-справочник. - Л.: Советский композитор, 1988. - 264 с.
22. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/77399/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2
23. http://visz.nlr.ru/blockade
24. http://www.peterpaul.ru/old_history


Информационную страницу подготовили И.Л. Лейнонен © (Лауша, Германия), М.Т. Валиев © (С.-Петербург) и А.А. Ильин © (СПб ГТИ, С.-Петербург)
11.11.2019  

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «И.Л. Лейнонен, М.Т. Валиев, А.А. Ильин Биографическая страничка  Георгия Густавовича Бродерсена – URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=373 (дата обращения)» 




Дополнительные материалы:


Фотолетопись:



























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей