Татьяна Николаевна Вагнер (в замужестве Заднепровская) родилась 24 февраля 1926 г. в Ленинграде. Прадед Татьяны Николаевны, Николай Петрович Вагнер (1829 -1907), был известным ученым, зоологом, чл.-корреспондентом Российской Академии наук, создателем биологической станции на Соловках - первой биостанции в полярных водах, а также журналистом и писателем (его литературный псевдоним - "Кот Мурлыка"). Дед Татьяны Николаевны, Петр Николаевич Вагнер (1862-1932), был преподавателем Морского Кадетского корпуса (в отставке с 1924 г. в чине генерал-майора флота); в свое время он также окончил Академию художеств по классу профессора А.И. Куинджи и стал художником-маринистом. В 1920-х гг. Петр Николаевич был преподавателем факультета живописи, графики, скульптуры Высшего Художественно-Технического Института (бывшей Академии художеств).
Татьяна росла на Васильевском острове в квартире своего деда на 12-й линии.
Её отец, Николай Петрович Вагнер (1890 - 1938), в 1898 - 1906 годах учился в гимназии К. Мая [1]. Позднее, окончил классы гардемаринов в Морском кадетском корпусе, продолжил учёбу на физическом факультете Петербургского университета. После революции работал в Гидрографическом управлении и много преподавал. Любовь к отцу и восхищение им дочь сохраняла всю свою жизнь. В ноябре 1937 г. отец был арестован НКВД и 8 января 1938 г. расстрелян [2]. Гибель отца на всю жизнь оставила тяжелый след в душе Татьяны Николаевны. Незадолго до своей смерти она описала арест своего отца, как она его запомнила, глазами 12 летней девочки [3]. Мать Татьяны Николаевны, Мария Федоровна Вагнер (ур. Парланд, 1890- 1964) принадлежала к большой и дружной семье Парландов. Её отец, Фридрих Вильгельм Парланд, был скрипачом оркестров Императорских театров. Мария Федоровна - племянница и крестница известного архитектора Альфреда А. Парланда (1842–1919). В школе Карла Мая учились дети Парландов, Семеновых-Тян-Шанских, Петрашеней. Естественно, что все эти семьи были связаны тесными дружескими и родственными связями. Семье Парландов посвящены многие страницы мемуарных записок А.М. Семеновой-Тян-Шанской [4] и И.В. Петрашеня [5]. После ареста мужа Мария Федоровна была отправлена в ссылку в далекую башкирскую деревню, где преподавала немецкий язык в школе. Вернулась в Ленинград в 1946 г. Дочь Марии Федоровны и Николая Петровича спасла, взяв в свою семью, её вторая бабушка - Прасковья Михайловна Парланд, которая также жила на Васильевском острове в доме на Тучковой (ныне Макарова) набережной. Училась Таня Вагнер в школе № 17 (бывшей школе Карла Мая), куда поступила в 1934 г. Вместе с Танечкой Вагнер, как звали её одноклассники, училась Татьяна Герхен. На всю жизнь «две Татьяны» сохранили тёплые и близкие отношения. Вот как описывает годы учёбы в школе Т.В. Герхен [6]:
«… Моя первая учительница — Евгения Владимировна (фамилии ее не помню - вполне вероятно, что речь идет об учительнице начальных классов Е.В. Лермонтовой – прим. ред) — оставила у меня неизгладимое впечатление на всю жизнь. Мы ее очень любили, и почти все слушались беспрекословно. Ей было лет 55, полная, гладко зачесанные с проседью волосы, очень доброе лицо, никогда не повышавшая на нас голоса. Наш 2а класс помещался на 4 этаже, здесь были классы 1 ступени (с 1 по 4 классы). Огромное полукруглое окно нашего класса выходило на 15 линию, и я очень любила во время урока смотреть на большие рельефные вазы, украшавшие верхний этаж противоположного дома. На переменках мы выходили в большой рекреационный зал, фотография которого есть в книге «Школа на Васильевском». Там уже ждали нас дежурные старшеклассники, которые организовывали с нами «коллективные игры». Они собирали нас в группы человек по пятнадцать и играли с нами в игры типа хороводов: «А мы просо сеяли, сеяли…», «Колпачок, колпачок — тоненькие ножки…», «Как на чьи–то именины испекли мы каравай…» и т.п. Мальчикам это было неинтересно, они носились по залу, стараясь сбить с ног играющих. Старшеклассники их ловили, малыши старались перекричать друг друга… Школа была «образцовая», и в идеале мы должны были на переменках чинно прогуливаться парами, тихо беседуя, или дисциплинированно водить хороводы. Но для малышей такое поведение было противоестественно. После окончания уроков мы строились попарно, и Евгения Владимировна вела нас по широкой парадной лестнице вниз, в гардероб. Между прочим, в 1935 г. мы учились 4 дня подряд, а каждый 5–й был выходным. Месяц таким образом делился на 3 «декады» и на 6 «пятидневок». В нашем классе было около 25 человек. Дети были разных национальностей, разных социальных слоев, но класс был дружный. Мы придумали свою игру «в семью». Самый высокий мальчик, Славик Казакевич, был «папой», самая крупная, спокойная девочка, Тамара Плетнева, — «мамой», остальные были «дети», «братья», «дяди», «тети», «двоюродные» и т.д. Мы вместе шли домой из школы и по дороге импровизировали, разыгрывали ситуации, которые происходили в наших семьях, очень смеялись и веселились.
На праздники, которых было 2–3 в год, мы собирались в главном зале на 3 этаже. Приглашались и родители. Праздники были яркие, веселые. Почти все дети успевали «выступить»: пели в хоре, танцевали в костюмах «русскую», «яблочко», «матлет», строили спортивные пирамиды. Торжественный праздник был и после завершения учебы, перед летними каникулами. Обязательно приходили родители. Директор <Константин Иванович Поляков> рассказывал об итогах учебного года, кого–то хвалил, кого–то называл очень способным, но ни о ком не отзывался плохо. Потом на сцену поднимался школьный оркестр, и директор начинал вручение «похвальных грамот». Директор называл фамилию, оркестр играл туш и повторял его до тех пор, пока ученик не поднимется на сцену. Отличников было много, все ребята аплодировали, подпевали оркестру. «Грамоты» были самодельные — на маленьком листе плотной бумаги от руки было написано и раскрашено персональное «похвальное слово» и нарисованы красивые цветы. «Грамоты» за 2 и 3 классы у меня пропали вместе со всем содержимым нашей квартиры во время блокады. Весной 1936 или 1937 года отличники 1–й ступени участвовали в каком–то интересном мероприятии. Что это было, я не знаю, но точно не праздник 1 Мая. После уроков нас, человек 20 ребят, вывели из школы. Подъехало много открытых легковых автомобилей, нас усадили в них по несколько человек и отвезли на Большой проспект к зданию Василеостровского райкома партии. Там каждому из нас дали по большому красивому букету цветов, в машины к нам сели взрослые, и нас дальше куда–то повезли, где–то мы размахивали букетами, кричали «ура!». Это был для нас праздник — теплая погода, машины едут не быстро, легкий ветерок, все вокруг улыбаются, у нас в руках цветы… И, кроме того, до этого дня никто из нас никогда на машинах не ездил. Потом нас привезли обратно к райкому, отобрали букеты и доставили к школе.
… Весна 1937 г. была последней в жизни 17 школы: на базе этой школы была создана специальная артиллерийская школа, а учеников всех классов распихали по разным школам, ни один класс не сохранился целиком. После этого я училась еще в 4–х школах (то есть всего их было у меня 5). При этом я «перепрыгнула» через 3 класса (1–й, 8–й, 9–й). Я почти никого не помню из учеников и преподавателей последних четырех школ. Зато из 25 учеников 2а класса 17 школы я помню по именам 18 человек, а с одной из девочек я до сих пор поддерживаю самые дружеские отношения. Судьба их мне неизвестна, но фамилии я назову: Аронсон (мальчик); Лия Афремова, маленькая, тихая, любила угощать нас семечками; Ира Беляева; Таня Вагнер, дочь профессора, в 1938 г. его расстреляли, мать Тани сослали; Таня Гаврилович; Тамара Герштейн, дочь «начальника» из ГПУ, иногда к концу уроков за ней приезжала черная «эмка»; Ира Глазова; Слава Казакевич; Ося Маноим; Гора Нехорошев; Муся Никифорова; Володя Носов; Женя Орехов; Ира Павинская; Таня Падурова; Тамара Плетнёва…». Во время блокады Татьяна Николаевна, как и многие ленинградские подростки, работала на оборонном заводе, недолго - в госпитале, затем на санэпидстанции Василеостровского р-на. Была награждена медалью "За оборону Ленинграда".
В 1947 г. Татьяна Николаевна поступила на исторический факультет ЛГУ и окончила кафедру археологии. Во время экспедиции в Средней Азии познакомилась с Ю.А. Заднепровским (1924-1999), впоследствии ставшим крупным специалистом по археологии Ферганы и среднеазиатских кочевников. Они поженились в 1950 г. и прожили вместе 49 лет. В этом браке родились дочь Александра (1954) и сын Михаил (1961).
После окончания университета Татьяна Николаевна пришла работать в библиотеку Института археологии (ныне Ин-т Истории материальной культуры РАН), где она проработала всю жизнь в дружном творческом коллективе и стала известным ученым-библиографом. При ее участии были опубликованы восемь томов уникального, не имеющего аналога в других гуманитарных науках библиографического справочника "Советская археологическая литература. Библиография" [7]. Она также была автором ряда тематических библиографий по археологии Средней Азии. Последней ее работой, вышедшей уже после смерти составителя, стал том "Русская археологическая литература. Библиографический указатель. 1900-1917 гг." [8] Нужно подчеркнуть, что все эти труды, подготовленные и изданные в "докомпьютерную эру", требовали исключительного трудолюбия, терпения и внимания.
Татьяна Николаевна всегда интересовалась историей своей семьи и в последние годы жизни собирала материалы, но написать свои воспоминания не успела.
Скончалась 7 октября 2001 г. в С.-Петербурге. Похоронена на Смоленском православном кладбище.
Некролог и список печатных работ Т.Н. Заднепровской опубликованы в "Записках Восточного отделения Российского археологического общества" [9].
В 2022 г. опубликованы письма Татьяны Вагнер военного периода. С полным текстом публикации можно ознакомиться здесь.
Источники:
1.Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. I., СПб, 2005.
2.Сайт «Мемориала». Ленинградский мартиролог: 1937-1938. Вагнер Николай Петрович http://lists.memo.ru/index3.htm
3.Т.Н. Заднепровская. Трагедия Н.П. Вагнера. Из воспоминаний дочери. «Русское прошлое». Историко-документальный альманах. Книга 12. Спб, 2012. С.233-239.
4.А.М. Семенова-Тян-Шанская. Записки о пережитом. [сост. М.А. Семенов-Тян-Шанский и А.Ю. Заднепровская], СПб.: Изд-во ООО «Анатолия», 2013.
5.И.В. Петрашень и его семья: страницы прошлого.[cост. Е.М. Ледовская], СПб.: Музей-институт семьи Рерихов, 2011
6.Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. II., СПб, 2009.
7.Советская археологическая литература. Библиография – полная см. Записки Восточного отделения Российского археологического общества . Новая серия. том I (XXXVI) Спб., Петербургское Востоковедение, 2002. С. 519-520.
8.Русская археологическая литература. Библиографический указатель. 1900-1917 гг. Составитель Т.Н. Заднепровская. СПб, 2003. 473 с 9.Памяти Татьяны Николаевны Заднепровской (1926-2001). Л.М. Всевиов, В.П. Никоноров. Записки Восточного отделения Российского археологического общества . Новая серия. том I (XXXVI) Спб., Петербургское Востоковедение, 2002. С. 515-520.
10.Заднепровская А.Ю. «Человек становится лучше после больших переживаний» (Письма Тани Вагнер. 1939 –1945) // Литературныйфакт. 2022. № 3 (25). С. 25 –57.
Информационная страница сайта подготовлена дочерью Т.Н. Заднепровской, Александрой Юрьевной Заднепровской. Благодарим Александру Юрьевну за бережное отношение к памяти предков.
Редакторская правка – М.Т. Валиев
При копировании ссылка на сайт обязательна.