Павел Карлович Вениг родился 29 октября 1870 года (новый стиль) в Санкт-Петербурге в семье известного художника, профессора исторической и портретной живописи Карла Богдановича Венига (1830–1908). Воспитывался Павел в окружении художников и музыкантов - дедушка, Готлиб Фридрих Вениг (1804-1874), был скрипач в Итальянской опере. Дома всегда было весело и шумно, художники и артисты часто посещали эту семью. Мальчик рано начал рисовать и заниматься музыкой. В 1878 году Павел (по некоторым документам – Пауль) поступил в приготовительный класс гимназии К.Мая, где в это время преподавал его отец. Позднее « у Мая» учился и Александр, младший брат Павла. После окончания трех классов реального училища К.Мая в 1886 году Павел уговорил своего однокашника Николая Бубликова (1871-1942) поступать в Академию Художеств. Николай после недолгого сомнения согласился, и бывшие ученики школы в 1887 году стали вольнослушателями Академии Художеств.
До 1894 года Семья Венигов жила в казенной квартире Академии художеств, где в это время преподавал Карл Богданович.
Первое время Павел занимался в классе гипсовых голов. Затем, был переведен в гипсово-фигурный и натурный классы. За время пребывания в этих классах был награжден двумя малыми и двумя большими серебряными медалями за рисунки и этюды с натуры.
В 1888-92 гг. занимался в натурном живописном классе и одновременно в классе исторической живописи.
В 1891 году удостоен третьей премии за исторический эскиз «Изгнание Христом торгующих из храма», в 1892 году - второй премией за картину «Эсфирь перед Артаксерксом». Оба произведения хранятся в НИИ РАХ в Санкт-Петербурге. В 1892 году удостоен Советом ИАХ первой премии за эскиз «Бунт раскольников в Москве в 1682 году». Эскиз хранится в Русском музее.
В 1893 году после перенесенного инфекционного заболевания Павел Карлович потерял слух, поэтому не мог слушать лекции и сдавать академический научный курс.
В 1898 году было выдано свидетельство на право преподавания рисования. Павел Карлович с любовью занимался педагогической работой. Он преподавал рисование в Смольном и Александровском институтах в Санкт-Петербурге, в училище глухонемых. Сохранилась интересная фотография, на которой запечатлено как Павел Карлович занимается в мастерской с учениками.
Несмотря на тяжелый недуг, Павел Карлович с большим желанием занимался и творческой деятельностью.
Павел Карлович был талантливым художником, реалистически, профессионально на высоком художественном уровне изображал окружающий мир. Жанровые и бытовые сцены, пейзажи, портреты, исторические сюжеты стали основными направлениями его творческой деятельности. Им написано свыше 227 картин, акварелей и этюдов, большая часть которых находится в частных собраниях и музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Нарвы, Самары Грузии и т.д.
Наиболее известные произведения Павла Карловича: «Доволен» 1899; «Hе он» 1899. Частное собрание. Грузия; «Это Он!». 1902; «В минуту свободы». 1902; «Дедушка, спаси!» 1902. Историко-художественный музей, г. Переславль-Залесский; «Похороны в деревне». 1906; «Портрет г-жи В» /Р.А. Вениг/,1907;«Барин». 1908; «Тихий уголок». 1908, частное собрание, СПб.; «На рынок». 1908, сгорела в 1942г.; «Прошлое». 1912; « Примут-ли?». 1909; «У колодца». 1913, сгорела в 1942г. в Ленинграде; «Нашел». 1913, частное собрание, СПб.; Автопортрет. 1913. частное собрание, СПб.; «Устала». 1915, Таганрогский краеведческий музей; «В лесу». 1918, частное собрание, СПб.; «Ласка волн». 1918, частное собрание, СПб.; «Прибой». 1918, частное собрание, СПб.; «Смерть Озы», рис. Русский музей, 1890гг; «Натюрморт». Останкинский дворец-музей, 1890гг; «Вид на Днепр из царского сада в Киеве», 1890гг; Портрет отца Карла Богдановича, 1890гг.; «На террасе, Крым», 1917, частное собрание, СПб.; «Крым, Кореиз». 1917, частное собрание, СПб.
Многие произведения навеяны впечатлениями от поездок в Крым, Италию («Утро на озере Гарда», «Снова лунная ночь, только лунная ночь на чужбине» и др.)
Павел Карлович неоднократно бывал на Украине с женой Раисой Александровной и детьми Николаем и Верой, летнее время проводил на даче под Санкт-Петербургом, в пос. Мартыновка (Коломяги), в Сорочкино, в селе Никольском и др.
Павел Карлович активно участвовал в художественной жизни Санкт-Петербурга, был членом общества «Мюссаровские понедельники», «Санкт-Петербургского общества художников», «Русских акварелистов», «Общества учителей рисования», «Петроградского общества художников», также участвовал в академических выставках, на которых выставлял свои произведения.
Последние годы своей жизни, будучи тяжело больным, Павел Карлович продолжает творческую деятельность - пишет акварели для академика Е.Н.Павловского /ВМА/, Педиатрического института и др.
После начала Отечественной войны Павел Карлович остался в Ленинграде и умер 1 февраля 1942 года после пожара дома на Нижегородской улице, где жил с 1916 года. По трагическому совпадению в том же 1942 год ушел из жизни и школьный друг Павла Карловича – художник Николай Бубликов, с которым всю жизнь они поддерживали тёплые отношения.
Два брата Павла Карловича - Александр (1865- 1907) и Григорий (1865- 1927) - также были художниками, но менее известными. В семье Венигов больше никто не унаследовал таланта своих предков.
Статья подготовлена на базе материалов, любезно предоставленных внуком Павла Карловича Венига - Петром Николаевичем Венигом.
Подробнее о судьбе П.Н. Венига можно прочитать в статье М.Т. Валиева "Портрет двух петербургских художников в интерьере начала ХХ века", журнал "История Петербурга" №6 2010
Источники:
1. Вениг Павел Карлович. РГИА ф.789, оп.11, д.84 1887г.
2. М.Т. Валиев "Портрет двух петербургских художников в интерьере начала ХХ века" , журнал "История Петербурга" №6 2010 г.
Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев