Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Новости        Музей        Гостевая книга        Контакты       

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856 - 1918     1918 - 1937     1937 - 1944     1944 - 2009    
Педагоги. Годы работы



Периоды:










Александр Владимирович Фролов

09.05.1917 – 12.12.1971

инженер-физик

учился в нашей школе
в 1930 - 1935 гг.



     













Александр Владимирович Фролов, младший сын знаменитого создателя и руководителя петербургской мозаичной мастерской Владимира Александровича  Фролова (1874 - 1942) и Нины Леонтьевны Бенуа (1880–1959), родился в Петрограде 9 мая 1917 г.
Кроме Александра в семье Фроловых росли два старших брата - Никита (1906-1973), в будущем экономист, и Андрей (1909 - 1967), в будущем известный кинорежиссёр. Все три брата учились в нашей школе…
В пятый класс нашей школы Александр поступил в 1930 г. В 1935 году в класс пришла новенькая - Варвара Мясоедова. В это время Александр был старостой класса. В этом же классе училась Антонина Павлова, которая оставила воспоминания о учителях и одноклассниках, чудесно передающие атмосферу школы. С этими заметками можно ознакомиться на нашем сайте. Общительная и дружелюбная Варвара быстро подружилась с одноклассниками. Тогда никто не мог предположить, что через восемь лет, после страшной трагедии Отечественной войны, Варвара и Александр станут мужем и женой. Бывшие одноклассники встретились случайно весной 1942 года. Радость была бесконечной: живы! Молодые люди стали часто встречаться. Александр не был призван в армию из-за крайне слабого зрения, работал в Физико-техническом институте, принимал участие в оборонных работах, получил медаль «За оборону Ленинграда». Блокада Ленинграда еще не была снята, но 20 июня 1943 года бывшие одноклассники поженились и обвенчались в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне. Жизнь стала приобретать другой, более оптимистичный оттенок. 27 января 1944 года завершились страшные блокадные дни, а 4 июля 1944 года родилась Ольга, впоследствии, как и мать, ставшая врачом.
День 9 мая 1945 года в семье Фроловых стал двойным праздником: Победа над фашистской Германией совпала с днем рождения Александра Владимировича. Ему исполнилось тогда 28 лет.
В 1946 году возникло еще одно совпадение: 4 июля родились Нина и Володя. Нина получила образование инженера, а Володя почти в 40 лет стал искусствоведом.
После окончания нашей школы Александр Владимирович учился в Ленинградском Политехническом институте, получил специальность инженера-физика, начал работать в Физико-Техническом институте, но был уволен из-за того, что в школьные годы находился под арестом.
С начала 1950-х годов Александр Владимирович начал работать на заводе Севкабель, а Варвара Митрофановна вернулась в Педиатрический институт. В 1956 году ее назначили заведующей кафедрой детского туберкулеза. Одновременно она приступила к педагогической деятельности. Практическая и научная работы увенчались в 1968 году защитой диссертации и присвоением ученой степени кандидата медицинских наук. Однако еще раньше, в 1966 году, Указом Президиума Верховного Совета СССР опытный врач Варвара Митрофановна Фролова была награждена орденом «Знак Почета»!
В 1971 году семья Фроловых перенесла страшную трагедию: после продолжительной болезни 13 декабря 1971 г. Александр Владимирович скончался. Похоронен на Северном кладбище.
Александр Владимирович Фролов многие годы поддерживал тесные дружеские связи с одноклассниками, оставил небольшие, но на редкость тёплые воспоминания о спортивном кружке и его замечательном руководителе.

А.В. Фролов
Польза и вдохновение кружка «Спартак».

Кружок «Спартак» в школе моего времени (1928–1935) был для всех учеников чем-то особым, независимо от того, был ли школьник его участником или нет.
В будни «Спартак» существовал где-то внизу задней лестницы, и его участники точно по расписанию, бросая все другие дела, собирались на тренировки. Те же, кто не участвовал в «Спартаке» (к их числу принадлежал и я), всегда немного завидовали членам этой спортивной организации, хотя и прикрывались позой напускного презрения к «дрыганию ногами». Мы толком не знали, что делается на занятиях «Спартака», но понимали, что в эти часы спартаковцы были недоступны для любых других мероприятий.
Подлинные праздники «Спартака» наступали в дни специальных вечеров и других выступлений. Напряжение подготовки чувствовала вся школа и ждала вечера с интересом и нетерпением. Выступления «Спартака» обставлялись всегда с особой торжественностью. Они проходили чаще всего в верхнем зале. По периметру зала в три ряда расставлялись скамьи, причём первый ряд образовывали низенькие шведские скамейки, принесённые из спортзала, второй ряд — скамейки повыше, у самых стен стояли нормальные скамьи из столовой. Зрители заполняли все ряды, на заднем ряду скамеек обычно уже не сидели, а стояли.
Дисциплина на вечерах была всегда образцовая, так как она обеспечивалась старшими спартаковцами, дежурившими у дверей зала. Опоздавшие в зал не допускались и облепляли застеклённую дверь с лестничной площадки.
Выступления начинались парадом всего личного состава «Спартака». Бесконечной колонной вступали в зал спартаковцы. Первыми шли взрослые юноши и девушки, завершали колонну трогательные малыши из самых младших классов. Выходу физкультурников предшествовало музыкальное вступление — у рояля трудился «придворный» композитор и музыкант «Спартака» — Жорж Моор (выпускник, вероятно, 1930 г.), исполнявший им самим сочинённый марш «Спартака» — бравурный, радостный, ритмичный и торжественный. В последующие годы за роялем был обычно ученик Коля Ильин.
Любопытно, что в выступлениях нередко принимали участие и те, кто окончили школу в предыдущие годы, не говоря уже о том, что многие из них присутствовали среди зрителей.
Программы выступлений были весьма разнообразными: здесь можно было найти элементы художественной гимнастики, упражнения на снарядах и массовые состязания или спортивные игры. Особым успехом, как у зрителей, так и у самих участников выступлений пользовались игры, при которых старшие участники перевозили на спине или на руках самых маленьких. Мелкие «аварии» при этом сопровождались массовым оживлением и гомерическим хохотом.
Незабываема сама атмосфера спартаковских вечеров. Трудно подобрать точное определение, но здесь была и торжественность, и радостность, и вдохновенность, охватывавшая всех активных и пассивных участников. Интересно, что здесь были и родители, и учителя, и ученики школы, как входившие, так и не входившие в спортивный кружок, и даже их маленькие братья и сёстры, ещё не достигшие школьного возраста. Я бывал в числе последних, когда в школе учились мои старшие братья — активные спартаковцы. В то время термин «болельщики» не имел хождения, но именно ими и были все зрители, в меру своего темперамента сочувствовавшие успеху или неудаче выступавших.
Заканчивались вечера общими танцами, когда приглашённые взрослые и малолетние зрители покидали школу, а участники выступлений превращались в обычных школьников. Обсуждение успехов и неудач продолжалось и в это время, вечер сравнивался с предыдущими вечерами, строились планы на будущее.
Чтобы понять роль и значение «Спартака» в нашей школьной жизни того времени, нужно, прежде всего, вспомнить одно важнейшее обстоятельство: кружком руководил совершенно исключительный педагог и человек — Ростислав Васильевич Озоль. Спортивные кружки были и в других школах. Я бывал на их выступлениях в 213 й и в 221 й («образцовой») школах, беседовал с учащимися этих школ, но не встречал у них такого всеобщего, безоговорочного преклонения (теперь уж это не страшно сказать!) перед своим учителем физкультуры, как это было в нашей школе. Казалось бы, физкультурник — учитель как бы второстепенного предмета, немного презираемого почитателями «настоящих» точных или гуманитарных дисциплин, и вдруг — всеобщее обожание, уважение, преклонение! Разгадка кроется, естественно, в личности Ростислава Васильевича. В то время мы, конечно, не отдавали себе отчёта в этом, но традиция уважительной любви (с некоторой примесью страха) передавалась по эстафете поколений с самого появления в школе этого педагога. Я помню один из первых «юбилейных» праздников «Спартака» (вероятно, в 1928 г.), перед началом которого выступил заведующий школой В. А. Краснов и охарактеризовал роль Р. В. Озоля в школе. Уже тогда ему было ясно, что в коллективе учителей работает незаурядный педагог.
Всегда подтянутый, аккуратный, чисто выбритый и всевидящий Ростя (как нежно называли его за глаза все от мала до велика) был для каждого из нас на протяжении всего пребывания в школе непререкаемым авторитетом. Острые умы школьников нелегко поддаются на удочку показного стремления взрослых казаться умными: слабые стороны обнаруживаются быстро, и пощады не бывает. У Рости, в наших глазах, слабых мест не было. Школьник, к которому он обращался, даже если это был самый трудновоспитуемый «бузотёр», укрощение которого было не под силу иному дипломированному педагогу, делался кроткой овечкой и с радостью готов был исполнить любое поручение… Воспитательные приёмы этого учителя были разнообразны, зачастую неожиданны и почти всегда эффективны. Он умел «ввести в оглобли» и малыша, и старшеклассника, используя в этих целях как богатую гамму своего характерного картавого голоса с широким диапазоном громкости, так и мощь убеждающей логики. Поэтому не случайно именно Р. В. Озолю была поручена ответственная задача быть воспитателем десятого класса первого выпуска в 1934/1935 учебном году. Об его деятельности в этой роли можно было бы рассказать специально.
Так вот, душой «Спартака» был его организатор и руководитель Р. В. Озоль. Он во время праздников входил в зал во главе марш-парада, он командовал всеми видами выступлений, он вдохновлял и страховал ребят при сложной работе на спортивных снарядах (так и вижу его около «коня», похлопывающего по тому месту, где должны лечь руки прыгающего…), он бегал и прыгал, как самый активный спартаковец, и, наконец, он участвовал в танцах вместе со всеми школьниками. И не было большей радости и торжества для каждой девочки, чем быть приглашённой любимым учителем…
Заканчивая, хочется сказать о моей глубокой благодарности Р. В. Озолю за всё то хорошее, что он дал моим сверстникам и мне во время обучения в школе, за создание им немеркнущего образа Учителя с большой буквы.
Ростислав Васильевич когда-то написал на моём экземпляре групповой фотографии нашего выпускного класса:
При виде Вас, философ дорогой,
Хочу сказать я пару слов:
Поменьше Вы парите в облаках,
Поближе к жизни, дорогой!
Теперь, уже немолодым, я оценил глубину этой моей характеристики, но боюсь, что плохо использовал этот здравый и дружеский совет…

При подготовке информационной странички  были использованы  материалы книг:
1.   Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. I., СПб, 2005.
2.   Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. II., СПб, 2009.   
     
03.05.2016


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


10.11 29 октября 1820 г. по старому стилю - День рождения основателя нашей школы Карла Ивановича Мая

12.11 День рождения исследователя Арктики, д.геогр.наук, почетного полярника, 

28.11 День рождения бывшего ученика нашей школы, академика АН СССР, Дмитрия Сергеевича Лихачёва

04.12 День рождения бывшего ученика и педагога нашей школы, чл.-корр. СПб АН, О.Д.Хвольсона.

09.12 День рождения выпускника нашей школы, революционера, члена ЦК партии меньшевиков А.Э.Дюбуа

12.12 30 ноября по старому стилю - День рождения выпускника нашей школы, русского художника К.А.Сомова


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей
Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Музей        Гостевая книга        Контакты