Евгений Джиральдони родился 20 апреля 1902 г. в Санкт-Петербурге в семье преподавателя вокала, итальянского подданного Марио Джиральдони и Терезы Юльевны, ур. Корелли. Был крещен в СПб католической церкви Св. Станислава [1]. Восприемниками при крещении были записаны Евгений Джиральдони (брат отца) и Таписани Эйшицко.
Дед Евгения, Леоне Джиральдони (Leone Giraldoni,1824, Париж – 19.9.1897, Москва), учился музыке во Флоренции у Луиджи Ронци, а его дебютное выступление перед публикой состоялось в Лоди в 1847 г. К тому времени Леоне был обладателем блестящего баритона, глубокого и богатого по звучанию. В 1850 г. состоялся его дебют в Ла Скала в опере Верди «Трубадур». Джузеппе Верди именно для Джиральдони писал свои оперы «Симон Бокканегра» и «Бал-маскарад», а великий Доницетти создал под баритон Леоне «Герцог Альба».
Кроме того, что голос Джиральдони отличался теплотой и ровностью, он был и превосходным актером, с четкой дикцией и блестящими фразировками, которые принесли ему настоящее признание как публики, так и музыкальных критиков.
В Ла Скала Джиральдони провел 11 сезонов, спев на этой сцене многие знаменитые оперные партии.
С 1891 г. до конца жизни Джиральдони прожил в Москве. Работал он профессором пения в Московской консерватории. Кстати, на почве преподавания Джиральдони преуспел ничуть не меньше, чем на сцене – он учил своих учеников вырабатывать довольно сложный, смешанный тип дыхания. Именно этот метод дыхания придает чистую и сильную интонацию, а также дает певцу возможность динамично перестраиваться. Музыкант стал автором двух трудов по пению – «Guida teorico-pratica ad uso dellartista-cantante» и «Compendium, Metodo analitico, filosofico e fisiologico per la educazione della voce» [2].
Джиральдони был женат на популярной оперной певице, сопрано и скрипачке Каролине Ферни (Carolina Ferni).
Каролина Людвиговна Ферни-Джиральдони (Carolina Ferni-Giraldoni, 20.8.1839, Комо, Италия – 4.07.1926, Милан) была дочерью ресторанного музыканта и уже с семилетнего возраста начала выступать как вундеркинд-скрипач в кофейнях и тавернах города Комо. На собранные пожертвования ее отправили учиться в Турин у Джузеппы Гамбы. Но вскоре тот отослал ее в Париж, к знаменитому Вьетану. Девочка выросла и, выступая с шумным успехом как блестящая скрипачка, в 1854–59 гг. с огромным успехом концертировала со своей старшей сестрой Верджинией Ферни (1837–1926) в Париже, Марселе, Брюсселе, Вене, Берлине и др. городах. В 1859-60 гг. выступала в России – в Петербурге ей аккомпанировал Антон Григорьевич Рубинштейн, в Москве – Hиколай Григорьевич Рубинштейн. Восторженные статьи писал о ней А.Н. Серов. С 1861 года Каролина Ферни начала обучаться пению под руководством Ф. Варези и в 1862 г. дебютировала в «Фаворитке» в Турине.
У девушки развился необыкновенный по диапазону голос: ей были одинаково доступны колоратурные и контральтовые партии. К тому же у нее обнаруживается большое сценическое дарование. Многогранный талант сделал ее в короткий срок европейской знаменитостью: она выступала в Ницце, Генуе, Милане (театр "Ла Скала", 1866–68 гг.), до 1883 г. пела на оперных сценах Мадрида, Барселоны, Севильи, Болоньи, Генуи, Венеции, Неаполя, Флоренции
Но ее муж Леоне Джиральдони, прекрасный певец, педагог по призванию, убедил ее заняться педагогической деятельностью, и в 1889 году они открывают в Милане школу пения. В их школе занимался Энрико Карузо.
Слава об этих педагогах дошла до России, и их пригласили переселиться: Леона Джиральдони в Москву, Каролину Ферни-Джиральдони в Петербург. Каролина Ферни-Джиральдони провела на посту профессора Петербургской консерватории больше двадцати пяти лет (1895–1921 гг.).
Скрипачка, певица и драматическая актриса, мадам Ферни могла дать своим ученицам очень многое, комплексное воспитание в лучшем смысле слова. Долго живя в России, она в большой мере приобщилась к духу русского искусства и своей системой преподавания доказала, что можно усвоить итальянскую школу и сделать ее чудесной базой русского исполнительского искусства. Среди ее учеников были также и ее сыновья Эудженио (Евгений) и Марио Джиральдони [3, 4].
Младший сын Евгений (Эудженио) Джиральдони (20.5.1871, Марсель – 23.6.1924, Хельсинки) был знаменитым оперным певцом. Учился пению у своей матери. Дебютировал в опере в Барселоне в партии Эскамильо в «Кармен» в 1891 году. Выступал на различных оперных сценах в Италии, Франции, России и Польше, Южной Америке, в Метрополитен-опера в Нью-Йорке (сезон 1904–05 гг.). Больше всего известен исполнением партии барона Скарпиа в «Тоске» Пуччини.
После Первой мировой войны Е. Джиральдони пел в итальянских провинциальных театрах. Он ушел со сцены в Триесте в 1921 году и уехал преподавать в Финляндию, где и умер три года спустя [4,5].
Его старший брат – Марио Львович (Леонович) Джиральдони (? – до 1920) – сначала был оперным певцом, но недолго пробыв на сцене, стал преподавателем пения в Италии. Он был женат на гражданке Италии – Терезе Юльевне, ур. Корелли (1885 – ?).
В начале XX века супруги прибыли в Санкт-Петербург.
У них было трое детей:
- Каролина (Лилина) Мариовна (1901, Турин – ?);
- Евгений Мариович (1902, Санкт-Петербург – ?);
- был еще один сын, имя которого неизвестно (1912–?).
По данным на 1903 год семья «Марiо-Леона» проживала по адресу Английский пр., дом 29/ул. Союза Печатников, дом 28 [6]. Марио стал вокальным педагогом в С.-Петербургской Консерватории вместе с матерью Каролиной Людвиговной Ферни-Джиральдони.
В 1913 году Евгений Мариович поступил в гимназию Юргенсона, но через год перевелся во второй класс Реального училища К.Мая, где учился до 1918 года.
В тяжелые годы после революции семья потеряла отца. Тереза Юльевна была домохозяйкой и, видимо, не могла прокормить семью.
Дочь Лилина работала машинисткой на Путиловском заводе, Евгений – конторщиком в Комиссариате народного просвещения. Но в основном они жили на средства бабушки – Каролины Людвиговны Ферни-Джиральдони, которая и в этом почтенном возрасте (около 80-ти лет) преподавала пение. В это время они проживали по адресу: Петроград, ул. Мастерская, д. 3, кв. 2.
В 1920 году семья Джиральдони подала документы на выезд из России в Италию.
Источники:
1. ЦГИА СПб ф. 144 оп. 2 д. 131
2. https://www.belcanto.ru/giraldoni.html
3. http://biografii.niv.ru/doc/encyclopedia/biography/fc/slovar-212-24.htm
4. Левик С.Ю. Записки оперного певца. М.: Искусство. 1962;
5. https://en.wikipedia.org/wiki/Eugenio_Giraldoni
6. «Весь Петербург на 1903 год», СПб., 1903, стр. 204;
7. ЦГА СПб ф. 1001 оп. 16а д. 4528;
8. ЦГА СПб ф. 1001 оп. 16а д. 4527;
9. ЦГА СПб ф. 1001 оп. 16а д. 4526;
10. Очерки по истории Ленинградского университета. Т. 4. Л.: Изд. ЛГУ, 1982.
Биографическая страничка подготовлена Н.Б. Валиевой © (Санкт-Петербург) и И.Л. Лейнонен © (Лауша, Германия).
25.10.2020
При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «Н.Б. Валиева, И.Л. Лейнонен. Биографическая страничка Евгения Мариовича Джиральдони – URL: http://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=3277 (дата обращения)»