Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





15.5.2019
Наш друг и коллега Елена Артемова (Обнинск) передала в дар Обществу друзей школы К.Мая примечательное издание:
Книга написана бывшим учеником школы Карла Мая, поэтом Серебряного века, петербургским антропософом Борисом Леманом (1883-1945) и содержит рассказ о жизни и творчестве философа и мистика Л.К. де Сен-Мартена. До сегодняшнего дня этот труд остается уникальным и единственным в отечественной литературе исследованием творчества и жизни Сен-Мартена. Для нас важным и приятным дополнением является достаточно полная биография Бориса Лемана, составленная Романом Багдасаровым. Биографическая страничка Бориса Лемана находится в завершающей стадии оформления. 
15.5.2019
Наш друг и коллега Елена Артемова (Обнинск) передала в дар Обществу друзей школы К.Мая уникальную книгу бывшего ученика нашей школы кинооператора, кинорежиссёра, сценариста, писателя Павла Владимировича Клушанцева. 
Специалист по комбинированным съемкам, создатель научно-популярных картин об освоении космоса, к опыту которого обращались даже мэтры Голливуда, написал честную и увлекательную книгу о своем детстве, учебе в бывшей школе К.Мая. Ленинградском фотокинотехникуме и о работе на киностудии "Леннаучфильм". Издание проиллюстрировано кадрами из фильмов, фотографиями и документами, большая часть которых публикуется впервые. Текст книги (увы - без иллюстраций!!!) доступен здесь. Биографическая страничка Павла Владимировича Клушанцева находится в стадии оформления









КАРЛ МАЙ
(Карл Иванович Май)
KARL JOHANN MAY

29 октября 1820 г. - 20 марта 1895 г.

педагог

организатор и первый директор школы

человек кристальной чистоты, честности и удивительной преданности своему делу


К.И. Май родился 29 октября 1820 г. в Санкт-Петербурге, в бедной семье. Его отец, по профессии позолотчик, был выходцем из Пруссии, родителями матери были шведы.

Первоначальное образование он получил во французской элементарной школе фрау Курвуазье, после чего 2 ноября 1833 г. поступил в младший третий класс ST. Petrischule, которую окончил в 1838 г. За свои успехи в учёбе он был удостоен высшей награды школы – золотого перстня с изображением двух скрещённых ключей (символ св. Петра). В связи с ухудшением материального положения семьи, вызванного смертью отца, а также проявленным уже в раннем возрасте педагогическим наклонностям, юный Карл с 14 лет стал давать платные уроки своим соученикам. В 16 лет он получил должность вспомогательного учителя в одном из пансионатов, став опорой семье, в которой к тому времени было кроме него ещё четыре младших сестры. Благодаря неутомимому труду он помог получить среднее образование сёстрам и сам смог в 1845 г. окончить историко-филологический факультет С.-Петербургского Университета со званием кандидата (эквивалентного современному понятию «с отличием»). После этого он длительное время был домашним учителем Дмитрия Дмитриевича Дашкова, ставшего впоследствии видным земским деятелем и писателем. В этот период с семьёй воспитанника он неоднократно посещал разные европейские страны, где постоянно совершенствовал свое образование. Затем К.И. Май преподавал в шведской школе, детском заведении Штюрмера, школе для девочек фрау Рехенберг и других частных учебных заведениях. Позднее он был принят в Лесной институт, в котором преподавал географию до 20 марта 1859 г.

В 1856 г. группа предпринимателей немецкого происхождения предложила ему основать частную школу для мальчиков, которая им была открыта 10 сентября 1856 г. в доме № 56 по 1-й линии Васильевского острова. В дальнейшем школа находилась в доме № 10 по 13 линии, где жил и сам К.И. Май. Созданная им в этой школе система воспитания и образования была основана на девизе Я.А. Коменского «Сперва любить, потом учить» и предусматривала развитие индивидуальных способностей каждого ученика, уважительное и доверительное отношение к нему, как к будущей личности, прикладной и наглядный характер преподавания. Изучая труды передовых педагогов своего времени, таких как А. Дистервек, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, он сформулировал собственный взгляд на школьное образование, активно участвовал в нарождавшемся педагогическом движении России, был соучредителем и членом первого педагогического объединения.

На посту директора школы статский советник К.И. Май находился до 1890 г., когда по состоянию здоровья перестал возглавлять школу, оставшись в должности почётного попечителя.

Всю свою жизнь К.И. Май был простым и скромным человеком, но главной его чертой была безграничная любовь к детям, которым он отдавал все свои силы и знания. После тяжёлой болезни К.И. Май скончался 20 марта 1895 г., его отпевали в шведской церкви св. Екатерины, после чего похоронили на Смоленском лютеранском кладбище на Васильевском острове, где в 1896 г. на могиле был установлен обелиск с надписью «DUX FUIT AD LUCEM MIATIS QUAEENTBUS ILLAM» («вождём был к свету путников, ищущих его»). Памятник в конце 1940-х гг. был уничтожен при частичном сносе кладбища.


При подготовке информационной странички были использованы материалы книг::
Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Наука, 2005.
Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 2. СПб.,.Наука, 2009.


Информационная страница сайта полностью основана на материалах, собранных Н.В. Благово


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:



























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей