Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Новости        Музей        Гостевая книга        Контакты       

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856 - 1918     1918 - 1937     1937 - 1944     1944 - 2009    
Педагоги. Годы работы



Периоды:










Александр Николаевич Бенуа

21.04.1870–09.02.1960 

художник историк искусства

учился в гимназии
К.Мая в 1885-1890гг.

автор мемуаров
«Мои воспоминания»,
в том числе, о годах учебы
в гимназии К.Мая






На фотографии Шура Бенуа. Фото 1883 г. 

Александр Бенуа был переведён осенью 1885 г в пятый класс гимназии К. Мая из гимназии Императорского Человеколюбивого общества (наб. Крюкова канала, д. 15). О годах, проведённых в этом учебном заведении, А.Н. Бенуа впоследствии прекрасно рассказал в книге «Мои воспоминания». А.Н. Бенуа так писал о той роли, которую сыграла в его жизни эта школа:

«Не то, чтоб эта школа поглощала всё моё время, все мои думы и чувства, но всё же моё “общественное” положение означалось словами: ученик Майской гимназии, а затем, хотя я и учился с переменными успехами, однако всё же здесь я получал те более или менее прочные основы, на которых затем построилась моя “образованность”. Наконец, в гимназии Мая я приобрёл тех друзей, которые остались моими верными спутниками в течение значительной части жизни и с которыми мне удалось создать многое, что позволяет и их и меня причислить к “деятелям культуры”. Наконец, я сохранил совершенно особое воспоминание о гимназии Мая — род сердечной благодарности. А это что-нибудь да значит!».

Именно здесь, во время учёбы в седьмом классе, А.Н. Бенуа и его одноклассники К.А. Сомов, Д.В. Философов, В.Ф. Нувель, Г.Е. Калин создали кружок, названный «Обществом самообразования», который стал предтечей знаменитого объединения «Мир искусства». Окончив гимназию в 1890 г., а затем юридический факультет Университета в 1894 г., А.Н. Бенуа в дальнейшем посвятил себя искусству и прославился как талантливый живописец, великолепный иллюстратор, художественный критик, историк искусства и, наконец, редкий по уровню мастерства мемуарист. Написав в 1893 г. главу о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера, вышедшего в 1894 г., заявил о себе как талантливый искусствовед. В 1897 г., возвратившись из Франции, создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», которая принесла ему известность как художнику. И в дальнейшем Бенуа сохранял подобное двуединство, совмещая в себе художника и теоретика искусства. В 1901-1903 г.г. Бенуа также редактирует и журнал «Художественные сокровища России». 

Перу Бенуа принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще: «Русская живопись в XIX веке» (1901, 1902), «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1911), «История живописи всех времен и народов» (серийное издание, 1910-1917) и др.
Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: «Франция эпохи «короля-солнца» и «Петербург XVIII – начала XIX в.». К ним он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах, либо во Франции, где Бенуа часто и подолгу бывал, в Версале. Эти же темы господствовали и в его театральных и книжных работам, которым художник, как и большинство «мирискусников», уделял много внимания. Бенуа создал иллюстрации к «Пиковой даме» (1899, 1911) и «Медному всаднику» (1903-1922) А. Пушкина, выпустил книгу «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905). Театральная деятельность Бенуа началась в 1902 г. с оформления оперы Р. Вагнера «Гибель богов» для Мариинского театра. Для балета «Павильон Армиды» (1903) выполнил не только декорации, но и сочинил либретто.
В дальнейшем, увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа «Русские сезоны», начавшая в 1909 г. свои выступления в Париже. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей. К балету И. Стравинского «Петрушка» (1911) Бенуа создал декорации, ставшие одним из высших достижений художника, а также написал либретто. Некоторое время вместе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Бенуа руководил Московским Художественным театром.
После революции Бенуа принимал участие в работе всяческих организаций, связанных, главным образом, с охраной памятников, а в 1918 г. стал хранителем Эрмитажа. В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, где, главным образом, работал в театре — сначала в парижской «Гранд-опера», а после Второй мировой войны — в «Ла Скала» в Милане. Высоко оценивал его и нарком просвещения А.В. Луначарский, который в одном из писем управляющему делами Н.П. Горбунову (кстати, бывшему «майцу»), характеризуя главу мирискусников, писал: «Академик Александр Бенуа — тончайший эстет, замечательный художник и очаровательный человек… он был одним из первых крупных интеллигентов, сразу пошедших к нам на службу и работу… Вообще, человек драгоценнейший, которого нужно всячески беречь. В сущности говоря, европеец типа Ромена Роллана, Анатоля Франса…». 

Умер А.Н. Бенуа 9 февраля 1960 г. в Париже 

Литература: 

Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М.: Наука, 1990 

При подготовке информационной странички были использованы материалы книги: Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. СПб, Наука, 2005. Ч. 1.


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


01.09 День рождения бывшего ученика нашей школы, бригадного интенданта РККА, Александра Леонидовича Апухтина

20.09 День рождения бывшего ученика нашей школы, художника Ф.Ф.Беренштама

20.09 День рождения бывшего ученика нашей школы, контр-адмирала Иосифа Васильевича Коссовича

22.09 День рождения школы Карла Мая

09.10 День рождения выпускника нашей школы, чл. кор. АН Каз ССР Н.Л.Бубличенко

09.10 День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АХ, Н.К.Рериха


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей
Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Музей        Гостевая книга        Контакты