Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.3.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет замечательная книга: Диденко Ю.Ю. История Отечества в летописи рода и семьи. Симферополь. СОНАТ. 2023. Для истории школы К.Мая издание представляет особый интерес - большой фрагмент книги посвящён золотому медалисту выпуска 1914 года Владимиру Владимировичу Егорьеву (04.03.1896 – 24.08.1943) - дипломату, юристу, специалисту в области международного права.
20.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка невропатолога, доктора медицины Христиана Карловича Буша, учившегося в гимназии К.Мая в 1874-1882 гг.
18.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участника Великой Отечественной войны Валентина Дмитриевича Курилова, учившегося в 6 САШ в 1937-1940 гг.
15.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка юриста Сергея Васильевича Быкова, учившегося в гимназии К.Мая в 1871-1878 гг.





Станислав Сергеевич Важов

1944 г.р.

учитель музыки в школе №5 в 1966-1967 гг.








В нашей школе Станислав Сергеевич работал всего один год. Однако, и за столь короткое время сумел оставить яркий след в сердцах и душах своих учеников. Следует сказать, что в этот короткий год преподавания в школе №5 самому учителю было всего 20 лет, разница в возрасте с учениками старших классов была совсем не велика. Тем не менее, Станислав Сергеевич, который упорно называет себя «плохим педагогом», сумел привить неуправляемой школьной вольнице интерес и уважение к себе и предмету. Ученики тех лет единодушно не желают называть эти уроки уроками пения – скорее это были уроки музыки, уроки отношений, прививка высокого искусства. Подтверждением этому служит встреча с преподавателем через 40 лет в стенах нашего музея, слова, сказанные в его адрес, тёплые воспоминания и весь жизненный путь композитора, музыканта, педагога (см.ссылки в конце страницы) .


О себе Станислав Сергеевич пишет следующее: «Я - неизвестный широким кругам композитор и не стремлюсь ни к известности, ни к популярности. Считаю, что профессия композитора предполагает уединённость и тишину при выборе стиля жизни. И меня мало интересует дальнейшая жизнь моих сочинений. Я человек со спокойным характером, уравновешен, без психических отклонений (в отличие от великих: Шуман - резал себе пальцы, Пушкин - болел по весне и т.д.) и рад тому, что мне судьба подарила возможность спокойно и радостно (не взаимоисключаемо!) заниматься любимейшим делом - сочинять музыку!»
С краткой автобиографией Станислава Сергеевича можно ознакомиться на его сайте . Ниже приведём только короткие выдержки из неё:


1961-71 - Работа в качестве учителя пения в общеобразовательной школе, хормейстера, преподавателя композиции в Детской музыкальной школе при Музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова.
1967 - Окончание Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «композиция»
1972 - Окончание Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «композиция»
1972 - 92 - Работа в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии в качестве музыкального руководителя курса.
1979 - Вступление в Ленинградское отделение Союза композиторов СССР.
1988 – 91 - Председатель Секции музыки для детей и юношества Союза композиторов Ленинграда – Санкт-Петербурга.
1992 - по настоящее время - Заведующий и художественный руководитель Студии электронной музыки Дома композиторов Санкт-Петербурга.

В качестве убедительного примера влияния педагогических опытов Станислава Сергеевича на неокрепшие отроческие умы приведём отрывок из воспоминаний выпускника школы 1967 г., Б.Ю. Мосенжника:
«Жёсткое ограничение преподавания заданными программами — правило, которое особенно подчёркивается исключениями из него. Среди школьных предметов всегда существовала неофициальная, но реальная, иерархия, согласно которой в верхней части находились самые важные, а нижние места отводились второ- и третьестепенным. В нижней части этой иерархии всегда располагались пение и рисование. Пению приходилось хуже всего — эти уроки, по самому своему смыслу «шумные». Если в младших классах учителям (точнее, учительницам) удавалось организовывать хоровое пение, то в классах шестом–седьмом эти учебные часы превращались в балаган. Идейно выдержанные «У дороги чибис...» или «Взвейтесь кострами, синие ночи…» прерывались какими-то выкриками, а то и кукареканьем из-под рояля. Учительница была не в состоянии ничего с этим сделать и являла собой дичь, которую обложили охотники. В восьмом классе в расписании остался всего один час пения в неделю. Однако вскоре и этот час оказался свободным — вести уроки было некому. Такое положение сохранялось до нового года и, по большому счёту, никого, кроме администрации школы, не огорчало. Однако сразу после зимних каникул указанные в расписании уроки начал проводить новый учитель. Это был молодой человек, студент консерватории, которого, видимо, уговорили подработать для пополнения скромного студенческого бюджета. Обозначение предмета оставалось прежним, но содержание уроков изменилось кардинально. Крышка рояля так и осталась закрытой, как и наши рты. Зато появился проигрыватель с пластинками. Речь пошла и о музыкальных формах, и о музыкальных жанрах. Но, самое главное, зазвучала музыка М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского. Когда дошла очередь до П. И. Чайковского, то в классе был установлен кинопроектор, и почти час шёл фильм — без действия, построенный только на видеоряде и на музыке Петра Ильича. И целый час в затемнённом классе не было ни подталкивания соседа в бок, ни дёрганья впереди сидящей девчонки за косу — сидели, смотрели, слушали. Ближе к концу учебного года наш преподаватель, как я теперь понимаю, вышел за всякие рамки, установленные РОНО. На уроках он начал нас знакомить с современной музыкой. Зазвучали «The Beatles», музыка «цветочных ребят» (понятие «хиппи» вообще вряд ли существовало в 1967 г.) с комментарием: «Интересная музыка», и с довольно внятным пояснением идей, объединяющих этих «детей цветов». А на последний, кажется, урок в том учебном году наш учитель принёс вещь, диковинную для тех лет — цветомузыкальную установку. По сегодняшним меркам, она, конечно, была примитивна (1967 год!), но до сих пор помню то удивление от попеременного мигания трёх ламп разного цвета в содружестве с музыкальной пьесой, звучавшей из проигрывателя. Оценки на уроках отсутствовали вообще, и я даже не помню, были ли проставлены какие-либо отметки в табеле, но за то недолгое время общения, которое у нас состоялось, этот молодой человек сумел приоткрыть завесу, отделявшую большую часть учеников советской школы от великого мира музыки. А дальше — как хотите: хотите — входите в этот мир, не хотите — не надо».


Подробнее о творчестве Станислава Сергеевича можно узнать на страницах сайтов:

Личная страничка http://stasvazhov.narod.ru



Красная книга российской эстрады http://kkre-1.narod.ru/komp.htm

RealMmusic- музыка в mp3 http://www.realmusic.ru/vazhov


Союз композиторов Санкт-Петербурга http://kino-teatr.ru/kino/composer/ros/241927/bio/

Дом композиторов http://www.spb-composers.ru/


Видеоотчёт о встрече выпускников школы с неординарным учителем пения, замечательным композитором Станиславом Сергеевичем Важовым, выложен на сайте: http://video.yandex.ru/users/stasvazhov/view/98/ Работа по созданию ролика полностью осуществлена самим Станиславом Сергеевичем.


Фотографии встречи размещены на страницах фотолетописи жизни музея.

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




04.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве
11.03
День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля
18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 

30.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, капитана Бориса Георгиевича Шарона



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей