Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





18.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участника Великой Отечественной войны Валентина Дмитриевича Курилова, учившегося в 6 САШ в 1937-1940 гг.
15.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка юриста Сергея Васильевича Быкова, учившегося в гимназии К.Мая в 1871-1878 гг.
9.3.2024
Дорогие друзья и коллеги! На сайте размещена биографическая страничка художника Вадима Валентиновича Бродского, учившегося в нашей школе в 1953-1960 гг.
8.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участников Великой Отечественной войны: врача Кирилла Кирилловича Оконечникова, учившегося в нашей школе в 1935 г. и красноармейца Георгия Альфредовича Нуви, учившегося в нашей школе в 1927-1935 гг.




Кербер Виктор Людвигович


Виктор Львович (Людвигович) Кербер (Корвин) 

13(26).12.1894 – 17.07.1970 

морской лётчик

авиаконструктор 

выпускник реального училища К.Мая 1912 г.
Виктор Кербер родился 26 (13) декабря 1894 г. в Санкт-Петербурге в семье вице-адмирала Людвига Бернгардовича Кербера, чей отец Бернгард Кёрбер, в свою очередь, был профессором судебной медицины Дерптского университета. Виктор поступил в младший приготовительный класс гимназии осенью 1902 г., учился средне. Благодаря деятельности авиационного кружка Виктор вместе со своим другом гимназистом Николаем Фаусеком увлёкся авиацией, приобретавшей в те годы нарастающую популярность. В 1912 г. получил свидетельство об окончании седьмого (дополнительного) класса реального училища. Для продолжения образования он поступил в Институт инженеров путей сообщения, но не окончил его, т.к. после начала войны с Германией, испытывая, как и многие другие представители молодёжи, патриотический подъём, подал заявление о переводе в Пажеский корпус. Окончив 1 мая 1915 ускоренный курс корпуса был выпущен в Лейб-гвардии Егерский полк. С сентября 1915 года в Действующей армии Западного, затем Юго-западного фронта В составе Лейб-гвардии Егерского полка участвовал в Брусиловском прорыве. В боях за Ковель в районе дер. Свинюхи штабс-капитан В.Л. Корвин был контужен, после чего оказался на лечении в госпитале в Петрограде. В это же время в октябре 1916 года изменил фамилию на Корвин-Кербер, что было связано со служебной необходимостью у отца. После излечения откомандирован в Бакинскую офицерскую школу морской аквиации. С окончанием школы летом 1917 г., получил звание «Морского летчика» как успешно освоивший лётное дело, оставлен в ней инструктором. Интересно отметить, что одновременно с В.Л. Корвин-Кербером в Бакинской школе учился его школьный друг Депп Павел Евгеньевич (1894 – 1918), трагически погибший 15.09.1918 г. во время перелета из Баку в Красноводск на самолете "Фарман-30". По рассказу внука Виктора Львовича Кербера, Георгия Артемьевича Копытова, дед очень любил своего друга и однокашника, Павла Деппа, тяжело переживал его гибель и даже своего сына назвал в честь друга Павлом. Оба друга стали одними из первых российских морских летчиков.

В.Л. Корвин-Кербер воевал против турок, затем в Донском авиадивизионе белых. В 1919 г. Виктор Львович демобилизовался, переехал в Таганрог, где возглавил производство местного авиазавода. С этих пор В.Л. Корвин на протяжении всей жизни занимался проектированием самолётов различного назначения. Уже в 1921 г. он, совместно с Н.Г. Михельсоном и М.М. Шишмарёвым, создаёт первый отечественный морской истребитель «Рыбка», после чего молодого авиаконструктора перевели в Москву, где он стал работать на заводе «Дукс» в конструкторском бюро Н.Н. Поликарпова (1892–1944) и Д.П. Григорович (1883–1938). Участвовал в создании истребителей И-1 и И-2. В 1924 г. в составе Отдела морского опытного самолетостроения (ОМОС) под руководством Григоровича был переведен в Ленинград на завод «Красный летчик». Участвовал во всех разработках ОМОС. В 1925 г., совместно с инженером А.Н. Седельниковым создал авиетку СК-1 (Седельников–Корвин) и лично провёл её испытания. После перевода в конце 1927 г. ОМОС в Москву, остался в Ленинграде, где в 1928 г. совместно с инженером В.Б. Шавровым в собственной квартире (!) на берегу Большой Невки построил первую советскую амфибию!!! Тем временем волны репрессий против «бывших» усиливались, и в 1928 г. В.Л. Корвина арестовали. Но всё же нашли возможным использовать не на лесоповале, а в особом конструкторском бюро («шарашке»), Здесь под руководством осужденных Д.П. Григоровича и Н.Н. Поликарпова осенью 1929 г. было создано ЦКБ 39 ОГПУ, где работали почти все сотрудники бывшего ОМОС и завода «Дукс» Результатом конструкторской мысли заключённых стал самый быстроходный истребитель И-5, имевшего на киле литеры «ВТ» (внутренняя тюрьма!), по завершении испытаний которого 7 июля 1931 г. его создатели вновь обрели свободу. Опыт и талант Виктора Львовича тут же были вновь востребованы — он стал главным инженером авиазавода в Воронеже, затем в Ленинграде на заводе Марти создавал дальний морской арктический разведчик (ДАР). В 1936 г. возглавлял коллектив инженеров авиазавода в Севастополе, а с 1938 г. на протяжении тридцати лет, за вычетом службы в морской разведке в 1942–1944 гг., один из крупнейших специалистов по гидросамолётостроению трудился, занимая разные руководящие должности, на одном из ленинградских авиазаводов.

Во второй половине 1960-х годов, когда в школе, по инициативе завуча А.С. Батуриной, стал создаваться музей, состоялась встреча выпускников. Антонина Степановна вспоминает: «На сцену легко взбежал пожилой человек с походкой очень молодого. Когда присутствующие услышали, что он окончил реальное училище в 1912 г., они встретили это сообщение аплодисментами. Чувствовалось, что человек рад встрече, рад мысли и решению о музее; обещал помочь, и слова свои сдержал. Виктор Львович участвовал в каждом заседании организационного совета у завуча, был ближайшим, постоянным другом пионерской организации. Он часто бывал в школе: с одним классом едет в театр, с другим — на лыжные соревнования, с третьим встречает кого-либо из ветеранов или подскажет ребятам, кого поздравить. Так, например, школьники ездили на юбилей и поздравляли стихами старейшую учительницу В.П. Фан-дер-Флит. Так было до конца его жизни. Виктор Львович отличался хорошим воспитанием и внимательным отношением к людям, особенно к тем, которые нуждались в помощи, он был очень добрым человеком, необыкновенным коллективистом. Ему была свойственна обязательность в любой работе, особенно это проявлялось, когда музей готовился к открытию. Он не скрывал, что был репрессирован, и подробно рассказывал о том, как А.Н. Туполев организовал конструкторское бюро, о том, как главный конструктор очень смело разговаривал с И.В. Сталиным. В.Л. Кербер помнил многих учителей, у которых учился, учеников, с которыми был в одном классе. Показывал парту, за которой сидел Н.П. Горбунов: на четвёртом этаже в первом классе за дверью, вторая парта слева. Он хотел добиться того, чтобы был узаконен приоритет Н.В. Фаусека как первого авиамоделиста России, свидетелем и соучастником чего был сам Виктор Львович».


Благодарим Георгия Артемьевича Копытова, внука В.Л.Кербера, и Антонину Степановну Батурину за предоставленную информацию.

1 февраля 2014 года состоялась встреча с Георгием Артемьевичем Копытовым. В течение многих лет Георгий Артемьевич по крупицам собирал фамильную историю. В результате на свет появилось двухтомное издание, отражающее шестивековую историю рода. Без преувеличения этот труд можно отнести к разряду уникальных. Георгий Артемьевич передал в дар музею экземпляр своего труда:



Материал информационной странички сайта основан на книге Н.В.Благово. Школа на Васильевском острове. Ч.2.СПб., Наука, 2009

Достойное и увлекательное описание судьбы Виктора Кербера приведено в статье:  А.И. Новиков, Г.А. Копытов. Служили два товарища - судьбы друзей глазами их потомков//Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект. Выпуск 11. СПб.: МАЭ РАН, 2018 с.247-259.


При подготовке информационной странички были использованы материалы сайтов:
http://ru.wikipedia.org/
http://terijoki.spb.ru/old_dachi/repino_articles.php?item=3


Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «М.Т. Валиев. Биографическая страничка: Виктор Львович (Людвигович) Кербер (Корвин) URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=1436 (дата обращения)»



Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




04.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве
11.03
День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля
18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 

30.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, капитана Бориса Георгиевича Шарона



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей