.
Леонид Кербер родился 3(17) июня 1903г. в Санкт-Петербурге в семье вице-адмирала Людвига Бернгардовича Кербера, чей отец Бернгард Кёрбер, в свою очередь, был профессором судебной медицины Дерптского университета. В гимназию К.Мая Леонид поступил в 1912 году. В этом же году седьмой класс реального училища К.Мая закончил Виктор Кербер, старший брат Леонида. Вслед за старшим братом Леонид увлёкся авиацией, приобретавшей в те годы нарастающую популярность. В гимназии Лёня учился недолго, только в 1912/1913 учебном году, и вряд ли она мало-мальски заметно отразилась на его судьбе. Но по содержанию жизни, по тому, как он поступал в тех или иных ситуациях, нередко очень непростых — Л.Л. Кербер, безусловно, принадлежит к когорте самых ярких, самых значительных «майских жуков».
Социальное происхождение не позволило ему получить не только высшее, но даже законченное среднее образование. После революции, когда отец уже умер, а семью выселили в г. Луга, Леонид был принят на должность телефониста лужского артиллерийского полигона, откуда попал в состав XI Петроградской дивизии Красной Армии, которая вела бои с белополяками. Весной 1921 г. молодой связист оказался среди тех, кому было предписано подавить восстание кронштадтских матросов против коммунистической диктатуры — ему довелось прокладывать по льду Финского залива линию связи материка с крепостью. Вскоре после этого Л.Л. Кербер демобилизовался и уехал в Таганрог к старшему брату, а оттуда вместе с ним в Москву, где стал заниматься установкой радиоаппаратуры на самолётах и отработкой систем радиосвязи. Важной вехой в его жизни стало участие в полётных испытаниях новой радиостанции, предназначенной для использования на самолёте АНТ-25, который готовили к рекордному перелёту в США. Отличная работа радиоаппаратуры вызвала интерес у главного конструктора этого самолёта, и вскоре состоялась встреча Л.Л. Кербера и А.Н. Туполева. С этих пор судьба Леонида Львовича оказалась навсегда тесно связанной с выдающимся авиаконструктором XX века.
Сфера основных интересов Л.Л. Кербера лежала в области радиооборудования авиации, и здесь он был не только одним из теоретиков-пионеров — им написана первая отечественная работа «Самолётные средства радионавигации и средства их эксплуатации», — но и прекрасным практиком. Он был включён в качестве радиста в состав экипажа С.А. Леваневского, который должен был совершить первый в истории авиации беспосадочный перелёт из Москвы на Аляску. Но здесь произошло то, чему лучше всего соответствует русская поговорка «нет худа без добра». Из-за доноса одного из сослуживцев, проявившего «бдительность» в отношении происхождения члена рекордного экипажа, Л.Л. Кербера отстранили от полёта. Как известно, самолёт С.А. Леваневского таинственно погиб… А Леонид Львович продолжал трудиться над совершенствованием радиообеспечения самолётов. Однако поступательное развитие технического процесса было жестоко и необоснованно прервано.
Сначала 21 октября 1937 г. арестовали А.Н. Туполева, а в апреле 1938 г. в Кулойлаге на лесозаготовках оказался и его ведущий радиоконструктор. Когда же власти поняли, что стране нужны новые боевые самолёты и при создании их не обойтись без специалистов, находящихся в заключении, во внутренней тюрьме НКВД в Москве было создано конструкторское бюро во главе с А.Н. Туполевым. В числе соратников, по рекомендации главного конструктора вызванных из лагерей для работы в этой организации (шарашке), наряду с В.М. Петляковым (1891–1942), С.П. Королёвым и другими, был и радиоспециалист Л.Л. Кербер, сменивший таким образом пилу и топор на логарифмическую линейку и кульман. В этих условиях был создан лучший ближний бомбардировщик второй мировой войны — ТУ-2 и пикирующий бомбардировщик «103». Их электро- и радиооборудование — результат работы Л.Л. Кербера и сотрудников его бригады. В 1941 г. творцов самолётов начали, наконец, освобождать: 5 мая стал вольным и Л.Л. Кербер и уже в этом качестве продолжил свою работу в конструкторском бюро А.Н. Туполева, с которого сняли обвинения несколько позже, в июле того же года.
Все последующие годы вплоть до окончания трудовой деятельности в 1968 г. Леонид Львович являлся непосредственным руководителем проектов электро- и радиооборудования всех типов самолётов, выпускавшихся А.Н. Туполевым, в том числе таких широкоизвестных как ТУ-104, ТУ-124, ТУ-134, ТУ-144, ТУ-154. Заслуги Л.Л. Кербера в развитии отечественной авиации были высоко оценены — с 1952 г. он являлся заместителем Генерального конструктора, в 1951 г. его удостоили Государственной премии (Сталинской премии I степени), а в 1957 г. один из крупнейших авиаконструкторов страны стал лауреатом Ленинской премии.
Особого уважения заслуживает тот факт, что такого высокого положения он сумел достичь только за счёт своего необыкновенного трудолюбия, таланта и, конечно, непрерывного самообразования; вспомним — ведь формально ему не пришлось даже окончить школу. В 1964 г. Высшая аттестационная комиссия приняла беспрецедентное решение: учитывая особые заслуги Л.Л. Кербера, присудила ему без защиты учёную степень доктора технических наук. Когда же мэтр оказался на заслуженном отдыхе, то, погрузившись в воспоминания, взялся за перо и проявил себя как талантливый мемуарист. Результатом этого труда были сначала несколько журнальных публикаций, а затем — замечательная монография «Туполев», посвящённая его знаменитому руководителю.
Когда Леонида Львовича не стало, известный журналист Ярослав Голованов в газете «Известия» опубликовал некролог под заголовком «Великий неизвестный», что, бесспорно, как нельзя лучше характеризует патриарха отечественного самолётостроения.
Благодарим Георгия Артемьевича Копытова, внука В.Л.Кербера, за предоставленную информацию
1 февраля 2014 года состоялась встреча с Георгием Артемьевичем Копытовым. В течение многих лет Георгий Артемьевич по крупицам собирал фамильную историю. В результате на свет появилось двухтомное издание, отражающее шестивековую историю рода. Без преувеличения этот труд можно отнести к разряду уникальных. Георгий Артемьевич передал в дар музею экземпляр своего труда:
Материал информационной странички сайта основан на книге Н.В.Благово. Школа на Васильевском острове. Ч.1.СПб., Наука, 2005
При подготовке информационной странички были использованы материалы сайта http://ru.wikipedia.org/
Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев