Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





5.10.2024
На сайте размещена исправленная и значительно дополненная биографическая страничка гидротехника Ольги Владимировны Гамалей, учившейся в нашей школе в 1924-1929 гг.
23.9.2024
23 сентября в Музее истории школы К.Мая состоялась встреча с Александром Новиковым и Андреем Бызовым, внучатыми племянниками Павла Деппа - выпускника гимназии К.Мая 1916 г.
9.9.2024
На сайте размещена биографическая страничка Валентины Ивановны Зайончковской, учившейся в нашей школе в 1918-1920 гг.
8.9.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет статья о золотом медалисте выпуска 1916 года Василии Васильевиче Котельникове (1897-1927)




Бекель Пауль Павлович


Павел (Пауль) Павлович Бекель
Paul Friedrich Boeckel

08.09.1869 – 01.01.1940

предприниматель
потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга
статский советник

учился в гимназии К. Мая
в 1880 – 1884 гг.




Фото из журнала "Автомобиль",
С.-Петербург, 1909 г.
Павел Бекель (Paul Friedrich Boeckel) родился восьмого сентября 1869 года (ст.стиль) в семье купца Павла Яковлевича Бекеля (Paul-Friedrich Boeckel, 25.9.1837, Висмар – 8.6.1916. Выборг), чей отец был выходцем из Германии, основавшим в 1860-х годах в Санкт-Петербурге семейную торговую фирму по продаже каменного угля. В «Справочной книге о купцах города С.-Петербурга» на 1896 год в списке купцов первой гильдии написано об отце Павла: «Бекель Павел-Фридрих Яковлев-Андреев-Христианов 59 лет, потомственный почетный гражданин, веры лютеранской, в купечестве с 1894 года платит гильдейскую повинность с 1865 года. Жительство: Василеостровская часть, 1 уч., собственный дом № 25 по 2-ой линии. Торговля при порте оптом. Содержит склады каменного угля, кирпича, кокса и чугуна Спасская часть по Фонтанке дом № 116 и Выборгская часть по Воскресенской ул., дом № 3. При нем жена Августа Богдановна, сын Александр-Адольф [Alexander-Adolf] и дочь Эльза-Луиза [Elsa-Luisa]».
Мать Павла Бекеля, Августа Богдановна, была урождённая Виллевальд(е) (Auguste Willewald(е), сконч. 29.05.1930 в Выборге) – дочь известного профессора батальной живописи Богдана (Готфрида) Виллевальде (Gottfried Willewalde, 31.12.1818, Павловск – 11.03.1903, Дрезден) и его супруги Августы Маргариты, урожд. Шооб (Augustine Marg. Schoob; 10.04.1824, С.-Петербург – 05.08.1896, Дрезден). А младшая сестра Павла, Эльза-Луиза Бекель (25.08.1875, С.-Петербург – 8.10.1941, Сент-Женевьев-де-Буа), вышла замуж за Георгия Григорьевича Бормана (06.02.1875 – 08.01.1952), с 1883 по 1890 гг. учившегося в гимназии Карла Мая – «Жоржа-Бормана-младшего», кондитера и коммерсанта, директора Товарищества «Жорж Борман».
За достигнутые успехи Павлу Яковлевичу присвоили чин коммерции советника, а также наградили орденами Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени и Владимира 4-й степени. Его сыновья, как и он сам, были потомственными почетными гражданами города. В 1883 году Павел Яковлевич с семьей поселился в новом трехэтажном доме на 2-й линии Васильевского острова, построенном для него по проекту архитектора Федора Пуншеля в модном тогда «кирпичном» стиле. В доме размещалась не только квартира хозяина, но и правление его углепромышленного общества «Павел Бекель», которое в 1899 году было преобразовано в акционерное «Торговое товарищество Павел Бекель», а в 1914 году оно называлось уже «Акционерное общество Павел Бекель». Остальные помещения дома сдавались в аренду известным предпринимателям. Здание было оснащено по последнему слову техники того времени: электричеством, паровым отоплением, лифтом, телефонами. В начале XX-го века дом перешел к гофмейстеру двора, предводителю дворянства А. П. Струкову. После 1917-го года предводитель эмигрировал в Болгарию, а в здании разместился (и размещается до сих пор) Государственный гидрологический институт.
Скорее всего, именно близостью семейного гнезда Бекелей к знаменитой гимназии К. Мая (в это время школа располагалась на 10-й линии Васильевского острова) и тем, что самый младший брат матери, будущий художник Павел Готфридович (Богданович) Виллевальде (20.12.1865 – 20.02.1911) учился в этой гимназии, объясняется тот факт, что в 1880 году юный Павел поступил в третий класс немецкой гимназии, а завершил учёбу в пятом классе уже реального училища в 1884 году. По его стопам пошли и младшие братья – будущий директор акционерного общества Альфред (11.07.1873 – ?), поступивший в 1882 году в первый класс немецкой гимназии и завершивший учёбу в 1886 году в третьем гимназическом классе, и будущий врач Карл (1875 – ?), также проучившийся в гимназии Мая с 1883 года – с приготовительного класса – по 1886 годы.
Павел Павлович пошёл по стопам отца и продолжил дело семьи. В 1914 году он был директором-распорядителем правления «Торговое товарищество Павел Бекель» и директором общества «Орион», которое занималось производством ламп и фонарей. В это время основной капитал Товарищества составлял 1,4 млн. рублей или 14 тысяч акций по 100 рублей.
Павел Павлович известен не только как предприниматель (не надо забывать, что он входил в Правления Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества и Ириновского узкоколейного подъездного пути), член попечительного совета приюта Принца Ольденбургского, но и автолюбитель, который много сделал для развития автомобилизма в России. С начала 1900-х годов он активно участвовал в соревнованиях первых автомобилей, так называемых «моторов». 13 марта 1902 года в Михайловском манеже Санкт-Петербурга на французском автомобиле «Гоброн-Брилье» он участвовал в конкурсе на мастерство вождения и получил приз. По данным фонда проф. Э.Н. Амбургера в 1893 году Павел Павлович женился на Анне Бекель (ур. Дурасова–Сичоцкая, Durasova Cichockaj). В 1900 году в Москве был впервые основан «Московский автомобильный клуб». Вслед за ним в 1902 году такой же клуб был создан и в Санкт-Петербурге. Его назвали «Санкт-Петербургский Автомобиль-клуб» (СПАК). Павел Бекель был одним из учредителей клуба. В это же время велась подготовительная работа по объединению всех энтузиастов автомобильного дела в единую российскую организацию. Этим энергично занимался Павел Павлович, будучи лидером инициативной группы. Итогом этой работы было создание 15 мая 1903 года Российского автомобильного общества (РАО). Под свое покровительство РАО принял Великий князь Михаил Александрович. Павел Павлович являлся секретарем РАО и членом технической комиссии. Общество имело техническую библиотеку, издавало журнал «Автомобиль», занималось организацией автомобильных гонок. Членам РАО предоставлялись скидки при покупке бензина и масел, а также при ремонте автомобилей.
В 1904 году Павел Бекель ездил в Париж на международный съезд автомобильных клубов, став инициатором международного сотрудничества РАО с европейскими автоклубами. 19 декабря 1909 года обществу было пожаловано право именоваться «Императорским» (ИРАО). Павел Бекель стал вице-президентом общества, которое после февральской революции стало называться Всероссийским автомобильным обществом (ВАО). Павел Павлович был организатором и участником многих соревнований по автоспорту. Участвовал в качестве члена Царскосельской добровольной автомобильной дружины в военных маневрах в августе 1913 года близ Красного Села, тем самым способствуя распространению автомобилей в армии.
«Акционерное общество Павел Бекель» занималось поставкой на российский рынок первоклассных грузовых и легковых автомобилей, тракторов и дорожных катков лучших мировых фирм и играло заметную роль в популяризации автомобилизма в Российской Империи.
В 1905 году П.П. Бекель приобрёл усадьбу близ озера Муолаан-ярви или Моло-Ярви, которое «находится между Финляндской железной дорогой и старым Выборгским трактом против станции «Голицыно» и назвал её «Павлушино». Озеро «в длину около 20 верст, а наибольшая ширина 7 верст. На северном берегу озера много усадеб, между ними имение Алафузовых, Таратиных, М. А. Суворина, Снессарева, Г. И. Турнера и др. Озеро окружено сосновым лесом с живописно высокими берегами. Высота озера над уровнем моря около 50 саженей. Усадьба Бекель, около 12 десятин, приобретена в 1905 г. и с тех пор здесь беспрерывно производились постройки, устройство парка, лугов, поля, огорода, посадка фруктовых деревьев, кустарников, дренаж и т. д. Местность по своему характеру как нельзя лучше походит под санаторий, где можно пользоваться чистым воздухом, испарениями соснового леса, в абсолютной тишине и при отсутствии даже намека на сырость. Летом на озере прекрасная рыбная ловля и купанье. С севера усадьба защищена от ветров высоким лесом. В усадьбе два жилых дома, много служб и хозяйственных построек. Сейчас в усадьбе «Павлушино» на средства Бекель устроен лазарет-санаторий на 10 офицеров и 20 солдат», – читаем в журнале «Столица и Усадьба» № 23 за 1914 г.
По данным «Весь Петербург» в 1909 году Павел Павлович переехал с Моховой улицы, д. 14 на Мытнинскую наб., д. 3, где и проживал до самой революции 1917 г. Родители П.П. Бекеля по этим же данным по крайней мере в 1903 году переехали со 2-й линии Васильевского Острова на Конногвардейский бульвар, д. 17, где и проживали по 1908 год, но Торговое Товарищество «Павел Бекель» так и оставалось на старом месте. С 1909 по 1914 годы Павел Яковлевич и Августа Богдановна проживали на набережной Тучкова, д. 4, а с 1915 года – по адресу Крюков канал, д. 14, где проживали также и Борманы – дочь Эльза Павловна и её муж Георгий Григорьевич. По данным Фонда проф. Э.Н. Амбургера Павел Яковлевич Бекель умер в Выборге 8 июня 1916 г., а вдова Августа Богдановна так и продолжала проживать с дочерью и зятем (по данным «Весь Петроград»). Умерла она тоже в Выборге 29 мая 1930 г.
Судьба Павла Бекеля и его родственников после октябрьской революции 1917 года, к сожалению, не известна. Известно, что он был женат вторым браком (с 1907 года) на Ольге Бадер (возможное отчество Оттоновна, Ottonovna). Детей ни в первом, ни во втором браке не было. Павел Бекель умер первого января 1940 года в Лондоне.


Источники:

1. Справочная книга о купцах города С.-Петербурга. Санкт-Петербургская купеческая управа, С-Петербург, 1896.
2. Боханов А.Н. Деловая элита России 1914 г.
3. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. СПб., 2005. Ч. 1.
4. Фонд проф. Э.Н. Амбургера:
http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=10626 – Павел Бекель;
http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=10625 – отец Павел Яковлевич;
http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=10620 – брат Альфред;
http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=10624 – брат Карл;
http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=10621 – сестра Эльза;
http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=10619 – брат Александр Адольф;
5. В.А. Шилов «Усадьбы на окраинах Российской империи» –
http://bib.convdocs.org/docs/9/8273/conv_1/file1.pdf
http://www.voinf.ru/4voinf/vasostr/str/37/index.htm
http://www.tsar-auto-club.spb.ru/publishing/kiriletz/beckel.htm
http://sundry.wmsite.ru/avtomobilnye-istorii
http://hobbypress.ru/index.php?productID=725

Искренне благодарим автомобильного историка и публициста Станислава Васильевича Кирильца (Германия) и генерального директора Царскосельского автомобильно-спортивного клуба Вячеслава Михайловича Маслова (С.-Петербург) за предоставленные материалы и помощь в составлении биографической справки.
Информационную страницу сайта подготовили Т.А. Дробышева © (Москва), И.Л. Лейнонен © (Лауша, Германия) и М.Т. Валиев © (С.-Петербург).

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 























2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей