Alexander Karl von Otterstedt. Blondes Mädchen mit Blumenstrauss, 1890
Карл-Александр Оттерштедт родился 20 апреля 1848 года в С.-Петербурге в семье уроженца Касселя, советника прусской миссии в северной столице (и в то время ещё не барона) Фридриха фон Оттерштедта (Friedrich Joachim von Otterstedt, 05.09.1810 – 25.03.1876, Карлсруэ) [1-2] и уроженки С.-Петербурга Софии-Марии Карловны фон Фелейзен (Sophia Maria von Fehleisen, 26.08.1825 – 25.03.1904 [3]), поженившихся в северной столице 7 июня 1847 года [3]. Отец Карла-Александра фон Оттерштедт «происходил из старинного дворянского рода, игравшего значительную роль в истории маркграфства Бранденбург» [2] или «Бранденбургской Марки» (Mark Brandenburg) [4].
Дедушка Карла-Александра, барон Фридрих фон Оттерштедт (Friedrich Georg Ulrich Ludwig Joachim Freiherr von Otterstedt, 11.12.1769 – 27.03.1850), был прусским дипломатом с богатой биографией [5]. В браке, заключённом 16 апреля 1807 года в Штутгарте с Лаурой Лореттой фон Цепелин (Laura Lorette von Zepelin, 1783 – 08.07.1845) у деда родились две дочери и четыре сына [5-7], из которых лишь один Фридрих-младший, отец будущего художника, унаследовал дипломатическую карьеру [5].
Об отце Карла-Александра известно лишь то, что бароном он стал в 1858 году, c 1850 по 1851 годы он являлся посланником дипломатической миссии в Дармштадте, в 1851 году его назначили прусским посланником в Лиссабон, но на этот пост он не заступил, и в 1852 году был освобождён от этой должности [8].
В семье Фридриха-младшего, кроме первенца, будущего художника Карла-Александра, родились ещё двое детей [6]: дочь Елизавета фон Оттерштедт (Elisabeth von Otterstedt, 16.11.1852 – 07.12.1910), также родившаяся в С.-Петербурге 16 ноября 1852 года, и сын Вильгельм Фридрих Отто фон Оттерштедт (Wilhelm Friedrich Otto von Otterstedt, 21.07.1853 – ?), родившийся в Лихтентале в Баден-Бадене [6].
11 марта 1858 года, когда Карлу-Александру фон Оттерштедту ещё не исполнилось и десяти лет, его родители развелись, и мама София-Мария Карловна фон Фелейзен в том же году (18 октября 1858 года) вышла вторично замуж за будущего тайного советника Карла Франца Габриеля фон Гартмана (Karl Franz Gabriel von Haartman, 26.11.1819 – 01.05.1888) [3].
К сожалению, мы не знаем, где и когда начал обучаться Карл-Александр, но порог гимназии Карла Мая он переступил в возрасте двенадцати лет в 1862 году, поступив в четвёртый класс гимназии. Через два года он покинул стены школы, окончив только четвёртый класс. 26 октября 1865 г. прусский подданный Карл Оттерштедт поступил в Академию Художеств в качестве вольнослушателя [16]. «Своё начальное художественное образование он получил в Академии Художеств Санкт-Петербурга [17]; позже он посещал Художественную школу в Веймаре, затем такую же <Художественную школу> в Карлсруэ» [2]. Следует отметить, что это были не простые художественные школы: в Веймаре «Саксонско-Веймарская великокняжеская школа изящных искусств – Die Großherzoglich-Sächsische Kunstschule Weimar» [9] существовала уже с 1860 года, а немногим ранее, «в 1854 году принцем-регентом, ставшим впоследствии Великим князем Фридрихом I, была основана "Баденская художественная Школа Великого князя"» в Карлсруэ [10].
После учёбы в Карлсруэ (именно там, в Карлсруэ, 25 марта 1876 года умер отец художника, барон Фридрих фон Оттерштедт) Карл-Александр направился во Флоренцию к художнику Арнольду Бёклину (Arnold Böcklin, 16.10.1827 – 16.01.1901). Там «...он некоторое время провёл во Флоренции у Бёклина, проявившего к нему большой интерес, как отметил сам Оттерштедт в своём небольшом автобиографическом очерке. Следующие два года Оттерштедт трудился самостоятельно в Мюнхене и затем долгое время в Люцерне (Швейцария), ревностно посвятив себя рисованию обнажённой натуры» [2]. Можно предположить, что именно в это время в Люцерне проживала его мама со вторым мужем, который умер в Люцерне 1 мая 1888 года [3].
«Наконец, он завершил своё обучение в Штутгарте у Шраудольфа и Келлера» [2]. Художник и иллюстратор Клаудиус Шраудольф или Шраудольф-младший (Claudius Schraudolph der Jüngere, 04.02.1843 – 04.01.1902) «с июня 1883 года до 1894 года возглавлял на посту директора Королевскую Художественную школу в Штутгарте» [11] – ныне Государственная академия изобразительных искусств Штутгарта [12]. Можно заметить, что в Штутгарте проживала и сестра Карла-Александра, Елизавета фон Оттерштедт (Elisabeth von Otterstedt, 1852-1910), вышедшая 23 февраля 1882 года замуж за барона Норберта фон Штеттена (Norbert Freiherr von Stetten) и, видимо, туда же после смерти второго мужа фон Гартмана в 1888 году переехала из Люцерн (Швейцария) к детям мама фон Оттерштедтов София-Мария Карловна урожд. фон Фелейзен (1825-1904) – она тоже похоронена в Штутгарте.
Художник жил и работал в Штутгарте, где и скончался 20 октября 1909 года в возрасте 61 года. Вскоре после его кончины Штутгартское Галерейное объединение (Stuttgarter Galerieverein) организовало выставку его работ в память о нём – с 30 января по 20 февраля 1910 года в Музее изобразительных искусств Штутгарта (im Museum der Bildenden Künste) [13].
В книге под редакцией Юлиуса Баума «Современное искусство Штутгарта» за 1913 год в статье Макса Дица сказано следующее [2]: «Не вызывает сомнений правота Оттерштедта, когда он называет себя неутомимым тружеником. То, как неустанно трудился он над картинами для получения нужного эффекта, показала его Мемориальная выставка в начале 1910 года. Своими главными учителями Оттерштедт считал старых мастеров, которыми он любовался и восхищался с юности, но вместе с тем, он всегда искал свой собственный стиль в живописи и нашёл его. Выбор красок, их насыщенность и сила их света, как правило, являлись теми средствами, с помощью которых он творил. Именно поэтому он восхищался цветами, сильными и резкими контрастами меняющейся погоды, испытывал интерес к мифологическому материалу – в этом отражалась его горячая жажда жизни. В этом заключается и родство искусства Оттерштедта с современными направлениями живописи. В истории искусства Штутгарта он навсегда останется как живописец ярких сочных букетов, в которых более чем у кого-либо из других немецких художников ощущается триумф радости красок» [2].
Существует каталог этой выставки. К сожалению, наша переписка с Государственной академией изобразительных искусств Штутгарта не добавила ничего нового к вышеизложенному материалу. Сотрудники академии с сожалением сообщили, что архив Штутгартского Галерейного объединения погиб во время Второй мировой войны, и во всей Федеральной земле Баден-Вюртемберг не осталось ни одного экземпляра каталога Посмертной выставки Карла-Александра фон Оттерштедта: единственный экземпляр его хранится в Лейпциге в Немецкой национальной библиотеке (нем. Deutsche Nationalbibliothek; DNB) – центральной архивной библиотеке и национальном библиографическом центре Германии [14], куда поступают по одному экземпляру абсолютно все вышедшие в Германии книги и которая чудом не пострадала во время войны.
Можно добавить, что в следующем поколении Оттерштедтов был художник-пейзажист, портретист и иллюстратор детских книг Эберхард фон Оттерштедт (Eberhard von Otterstedt, 10.10.1881 – 1968): его прадедушкой являлся дедушка Карла-Александра фон Оттерштедта. К сожалению, мы пока что не знаем, был ли это племянник или двоюродный племянник К.-А. фон Оттерштедта [15].
Источники:
Информационную страницу подготовили И.Л. Лейнонен © (Лауша) и М.Т. Валиев © (С.-Петербург).
10.09.2016
Александр Карл фон Оттерштедт. Девочка-блондинка с букетом, 1890 г.
Сайт: http://www.artnet.de/künstler/alexander-karl-von-otterstedt/auktionsresultate
Карл-Александр Оттерштедт родился 20 апреля 1848 года в С.-Петербурге в семье уроженца Касселя, советника прусской миссии в северной столице (и в то время ещё не барона) Фридриха фон Оттерштедта (Friedrich Joachim von Otterstedt, 05.09.1810 – 25.03.1876, Карлсруэ) [1-2] и уроженки С.-Петербурга Софии-Марии Карловны фон Фелейзен (Sophia Maria von Fehleisen, 26.08.1825 – 25.03.1904 [3]), поженившихся в северной столице 7 июня 1847 года [3]. Отец Карла-Александра фон Оттерштедт «происходил из старинного дворянского рода, игравшего значительную роль в истории маркграфства Бранденбург» [2] или «Бранденбургской Марки» (Mark Brandenburg) [4].
Дедушка Карла-Александра, барон Фридрих фон Оттерштедт (Friedrich Georg Ulrich Ludwig Joachim Freiherr von Otterstedt, 11.12.1769 – 27.03.1850), был прусским дипломатом с богатой биографией [5]. В браке, заключённом 16 апреля 1807 года в Штутгарте с Лаурой Лореттой фон Цепелин (Laura Lorette von Zepelin, 1783 – 08.07.1845) у деда родились две дочери и четыре сына [5-7], из которых лишь один Фридрих-младший, отец будущего художника, унаследовал дипломатическую карьеру [5].
Об отце Карла-Александра известно лишь то, что бароном он стал в 1858 году, c 1850 по 1851 годы он являлся посланником дипломатической миссии в Дармштадте, в 1851 году его назначили прусским посланником в Лиссабон, но на этот пост он не заступил, и в 1852 году был освобождён от этой должности [8].
В семье Фридриха-младшего, кроме первенца, будущего художника Карла-Александра, родились ещё двое детей [6]: дочь Елизавета фон Оттерштедт (Elisabeth von Otterstedt, 16.11.1852 – 07.12.1910), также родившаяся в С.-Петербурге 16 ноября 1852 года, и сын Вильгельм Фридрих Отто фон Оттерштедт (Wilhelm Friedrich Otto von Otterstedt, 21.07.1853 – ?), родившийся в Лихтентале в Баден-Бадене [6].
11 марта 1858 года, когда Карлу-Александру фон Оттерштедту ещё не исполнилось и десяти лет, его родители развелись, и мама София-Мария Карловна фон Фелейзен в том же году (18 октября 1858 года) вышла вторично замуж за будущего тайного советника Карла Франца Габриеля фон Гартмана (Karl Franz Gabriel von Haartman, 26.11.1819 – 01.05.1888) [3].
К сожалению, мы не знаем, где и когда начал обучаться Карл-Александр, но порог гимназии Карла Мая он переступил в возрасте двенадцати лет в 1862 году, поступив в четвёртый класс гимназии. Через два года он покинул стены школы, окончив только четвёртый класс. 26 октября 1865 г. прусский подданный Карл Оттерштедт поступил в Академию Художеств в качестве вольнослушателя [16]. «Своё начальное художественное образование он получил в Академии Художеств Санкт-Петербурга [17]; позже он посещал Художественную школу в Веймаре, затем такую же <Художественную школу> в Карлсруэ» [2]. Следует отметить, что это были не простые художественные школы: в Веймаре «Саксонско-Веймарская великокняжеская школа изящных искусств – Die Großherzoglich-Sächsische Kunstschule Weimar» [9] существовала уже с 1860 года, а немногим ранее, «в 1854 году принцем-регентом, ставшим впоследствии Великим князем Фридрихом I, была основана "Баденская художественная Школа Великого князя"» в Карлсруэ [10].
После учёбы в Карлсруэ (именно там, в Карлсруэ, 25 марта 1876 года умер отец художника, барон Фридрих фон Оттерштедт) Карл-Александр направился во Флоренцию к художнику Арнольду Бёклину (Arnold Böcklin, 16.10.1827 – 16.01.1901). Там «...он некоторое время провёл во Флоренции у Бёклина, проявившего к нему большой интерес, как отметил сам Оттерштедт в своём небольшом автобиографическом очерке. Следующие два года Оттерштедт трудился самостоятельно в Мюнхене и затем долгое время в Люцерне (Швейцария), ревностно посвятив себя рисованию обнажённой натуры» [2]. Можно предположить, что именно в это время в Люцерне проживала его мама со вторым мужем, который умер в Люцерне 1 мая 1888 года [3].
«Наконец, он завершил своё обучение в Штутгарте у Шраудольфа и Келлера» [2]. Художник и иллюстратор Клаудиус Шраудольф или Шраудольф-младший (Claudius Schraudolph der Jüngere, 04.02.1843 – 04.01.1902) «с июня 1883 года до 1894 года возглавлял на посту директора Королевскую Художественную школу в Штутгарте» [11] – ныне Государственная академия изобразительных искусств Штутгарта [12]. Можно заметить, что в Штутгарте проживала и сестра Карла-Александра, Елизавета фон Оттерштедт (Elisabeth von Otterstedt, 1852-1910), вышедшая 23 февраля 1882 года замуж за барона Норберта фон Штеттена (Norbert Freiherr von Stetten) и, видимо, туда же после смерти второго мужа фон Гартмана в 1888 году переехала из Люцерн (Швейцария) к детям мама фон Оттерштедтов София-Мария Карловна урожд. фон Фелейзен (1825-1904) – она тоже похоронена в Штутгарте.
Художник жил и работал в Штутгарте, где и скончался 20 октября 1909 года в возрасте 61 года. Вскоре после его кончины Штутгартское Галерейное объединение (Stuttgarter Galerieverein) организовало выставку его работ в память о нём – с 30 января по 20 февраля 1910 года в Музее изобразительных искусств Штутгарта (im Museum der Bildenden Künste) [13].
В книге под редакцией Юлиуса Баума «Современное искусство Штутгарта» за 1913 год в статье Макса Дица сказано следующее [2]: «Не вызывает сомнений правота Оттерштедта, когда он называет себя неутомимым тружеником. То, как неустанно трудился он над картинами для получения нужного эффекта, показала его Мемориальная выставка в начале 1910 года. Своими главными учителями Оттерштедт считал старых мастеров, которыми он любовался и восхищался с юности, но вместе с тем, он всегда искал свой собственный стиль в живописи и нашёл его. Выбор красок, их насыщенность и сила их света, как правило, являлись теми средствами, с помощью которых он творил. Именно поэтому он восхищался цветами, сильными и резкими контрастами меняющейся погоды, испытывал интерес к мифологическому материалу – в этом отражалась его горячая жажда жизни. В этом заключается и родство искусства Оттерштедта с современными направлениями живописи. В истории искусства Штутгарта он навсегда останется как живописец ярких сочных букетов, в которых более чем у кого-либо из других немецких художников ощущается триумф радости красок» [2].
Существует каталог этой выставки. К сожалению, наша переписка с Государственной академией изобразительных искусств Штутгарта не добавила ничего нового к вышеизложенному материалу. Сотрудники академии с сожалением сообщили, что архив Штутгартского Галерейного объединения погиб во время Второй мировой войны, и во всей Федеральной земле Баден-Вюртемберг не осталось ни одного экземпляра каталога Посмертной выставки Карла-Александра фон Оттерштедта: единственный экземпляр его хранится в Лейпциге в Немецкой национальной библиотеке (нем. Deutsche Nationalbibliothek; DNB) – центральной архивной библиотеке и национальном библиографическом центре Германии [14], куда поступают по одному экземпляру абсолютно все вышедшие в Германии книги и которая чудом не пострадала во время войны.
Можно добавить, что в следующем поколении Оттерштедтов был художник-пейзажист, портретист и иллюстратор детских книг Эберхард фон Оттерштедт (Eberhard von Otterstedt, 10.10.1881 – 1968): его прадедушкой являлся дедушка Карла-Александра фон Оттерштедта. К сожалению, мы пока что не знаем, был ли это племянник или двоюродный племянник К.-А. фон Оттерштедта [15].
Источники:
1. http://gedbas.genealogy.net/person/ancestors/1006490875
2. Artikel von Max Diez (1859-1928) im Buch: Julius Baum "Die Stuttgarter Kunst der Gegenwart". Stgt Deutsche Verlags-Anstalt, 1913 – http://kunstmuseum-hamburg.de/tag/otterstedt/ (Статья Макса Дица (1859-1928) в книге Юлиуса Баума "Современное искусство Штутгарта". Штутгартское немецкое издательство, 1913 г.);
3. Фонд проф. Э.Н. Амбургера: http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=16494 – мама София-Мария фон Фелейзен;
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бранденбург_(маркграфство)
5. https://www.deutsche-biographie.de/gnd117170879.html#adbcontent
6. http://wc.rootsweb.ancestry.com/cgi-bin/igm.cgi?op=GET&db=rlotterstedde&id=I1219
7. https://www.geni.com/people/Friedrich-von-Otterstedt/6000000026405764889
8. Тobias C. Bringmann “Handbuch der Diplomatie, 1815-1963: Auswärtige Missionschefs in Deutschland und Deutsche Missionschefs im Ausland von Metternich bis Adenauer". Walter de Gruyter, Berlin 2001, S. 311;
9. Вера Шрайнер-Даниленко, Наталья Лазовская. Статья "Учреждения образования" – https://ais.by/story/1225
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственная_академия_художеств_Карлсруэ
11. https://de.wikipedia.org/wiki/Claudius_Schraudolph_der_Jüngere
12. http://www.rutraveller.ru/place/96865
13. https://portal.dnb.de/opac.htm?method=simpleSearch&cqlMode=true&query=idn%3D127653287
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкая_национальная_библиотека
15. https://de.wikipedia.org/wiki/Eberhard_von_Otterstedt
16. РГИА ф.789, оп.5, д.145 1865 г. Александр Карл Фридрих Оттерштедт;
17. РГИА ф.789, оп.6, д.213 1868 г. Карл Оттерштедт
2. Artikel von Max Diez (1859-1928) im Buch: Julius Baum "Die Stuttgarter Kunst der Gegenwart". Stgt Deutsche Verlags-Anstalt, 1913 – http://kunstmuseum-hamburg.de/tag/otterstedt/ (Статья Макса Дица (1859-1928) в книге Юлиуса Баума "Современное искусство Штутгарта". Штутгартское немецкое издательство, 1913 г.);
3. Фонд проф. Э.Н. Амбургера: http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=16494 – мама София-Мария фон Фелейзен;
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бранденбург_(маркграфство)
5. https://www.deutsche-biographie.de/gnd117170879.html#adbcontent
6. http://wc.rootsweb.ancestry.com/cgi-bin/igm.cgi?op=GET&db=rlotterstedde&id=I1219
7. https://www.geni.com/people/Friedrich-von-Otterstedt/6000000026405764889
8. Тobias C. Bringmann “Handbuch der Diplomatie, 1815-1963: Auswärtige Missionschefs in Deutschland und Deutsche Missionschefs im Ausland von Metternich bis Adenauer". Walter de Gruyter, Berlin 2001, S. 311;
9. Вера Шрайнер-Даниленко, Наталья Лазовская. Статья "Учреждения образования" – https://ais.by/story/1225
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственная_академия_художеств_Карлсруэ
11. https://de.wikipedia.org/wiki/Claudius_Schraudolph_der_Jüngere
12. http://www.rutraveller.ru/place/96865
13. https://portal.dnb.de/opac.htm?method=simpleSearch&cqlMode=true&query=idn%3D127653287
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкая_национальная_библиотека
15. https://de.wikipedia.org/wiki/Eberhard_von_Otterstedt
16. РГИА ф.789, оп.5, д.145 1865 г. Александр Карл Фридрих Оттерштедт;
17. РГИА ф.789, оп.6, д.213 1868 г. Карл Оттерштедт
Информационную страницу подготовили И.Л. Лейнонен © (Лауша) и М.Т. Валиев © (С.-Петербург).
10.09.2016