Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





5.11.2018
На сайте выставлены биографические странички участников Великой Отечественной войны:
Алексея Ильмаровича Соэра, учившегося в 6САШ в 1938-1940 гг.
- подполковника Валерия Александровича Габруха, учившегося в 6САШ в 1939-1941 гг.
- лейтенанта Владимира Борисовича Полянского, учившгося в 6 САШ в 1940 г.
- ефрейтора Аркадия Васильевича Голополосова, учившегося в 6 САШ в 1940 г.






Бернгард Эдуардович Петри

17.09.1884 – 25.11.1937

профессор этнологии Иркутского университета

член-кор. Государственной Академии истории материальной культуры СССР
член-кор. Английского
антропологического общества
действ. член Американского антропологического общества

учился в реальном училище Карла Мая в 1899 - 1903 гг.




...

















Бернгард Эдуардович Петри (Bernhard Petri) из дворян, швед, родился 17 сентября 1884 года в городе Берне (Швейцария) в семье доктора медицины Эдуарда Юльевича Петри (Eduard Gottlib Petri, 1854 – 1899), в то время приват-доцента географии и антропологии Бернского университета. До сентября 1887 года семья проживала в Берне. Бернгард поступил на учёбу в четвёртый класс реального училища Карла Мая в 1899 году. Одновременно с ним, но только в первый класс гимназии К.Мая, поступил и его младший браг Георгий (Карл-Юлий) Эдуардович Петри (09.12.1888 – 11.03.1942). 
В 1903 году Бернград окончил полный курс Реального училища, включая седьмой дополнительный класс, дающий право поступления в высшие учебные заведения. 
Одновременно с Бергнардом в школе учились: будущий ботаник Иван Андреевич Оль (1884 – 1943), будущий инженер-мостостроитель Лев Оскарович Цшохер (1885 – 1971), будущий архитектор Борис Константинович Рерих (1885 – 1945), будущий художник  Владимир Николаевич Мешков (1884 – 1963), золотой медалист, сын законоучителя Василий Дмитриевич Падалка (1884 – ?), сын губернатора Тобольской и Уфимской губерний Модест Николаевич Богданович (1883 – ? ), будущий учёный-этимолог иностранный член АН СССР Макс-Юлий-Фридрих Рихардович Фасмер (1886 – 1962), будущий  врач Александр Иванович Эберт (1883 – 1938) и другие.    
После окончания училища Бернгард Эдуардович продолжил образование в Императорском С.-Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета, где слушал лекции по этнографии и антропологии и который окончил в 1910 году с дипломом 1-ой степени. После скоропостижной смерти Э.Ю. Петри в 1899 году академик В.В. Радлов (1837–1918), будучи его близким другом, взял на себя обязанности опекуна двух его сыновей, тем самым оказав большое влияние на их дальнейший путь в науке. 
По окончании университета Бернгард Эдуардович поступил на работу внештатным сотрудником, затем младшим этнографом в музей антропологии и этнографии Российской Академии наук (МАЭ), директором которого в то время был В.В. Радлов. В дальнейшем Б.Э. Петри заведовал в МАЭ отделом Австралии и Океании. Под влиянием В.В. Радлова увлёкся исследованием Сибири, в частности, занялся исследованием Восточной Сибири и Западного Прибайкалья. В 1912, 1913 и 1916 годах им были предприняты антропо-археологические экспедиции по изучению Прибайкалья. 
В 1918 году молодой учёный был приглашён на работу приват-доцентом педагогического факультета в открывшийся в Иркутске первый в Сибири университет. В дальнейшем был избран профессором, читал лекции по этнографии коренных сибирских народов, основал кабинет археологии и этнографии, при котором с 1919 года работал студенческий кружок „Народоведение“, позже „Краеведение“. Одними из участников кружка были, в дальнейшем широко известные учёные-археологи, академик А.П. Окладников (1908-1981) и доктор исторических наук М.М. Герасимов (1907-1970). 
Бернгард Эдуардович принимал активное участие в работе Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества (ВСОРГО), являясь при Обществе председателем исторической секции. 
Этнографические экспедиции к малым сибирским народам: 
1925 г. – тофалары, 
1926 г. – окинские сойоты, 
1928, 1929 гг. – тутуро-очеульские эвенки, 
1930 г. – витимо-олекминские эвенки, 
1934 г. – археологическое обследование на реке Ангара, 
1936 г. – разведочные раскопки на реке Куда. 
Во всех своих экспедициях Б.Э. Петри собирал этнографические и археологические коллекции, которые хранятся в Иркутском областном краеведческом музее. Экспозиции создавались по образцу академического МАЭ. 
Б.Э. Петри был высоко образованным учёным, владел немецким, французским, английским, итальянским, латинским и рядом языков тюркского происхождения, был увлечённым популяризатором науки и прекрасным педагогом, имел большие творческие замыслы, которые ему не довелось осуществить. В мае 1937 года он был арестован и обвинён в том, что являлся участником немецко-японской, фашистской, диверсионно-разведывательной и право-троцкистской организации, был агентом германской и английской разведок. Согласно Постановлению Комиссии НКВД СССР от 14.11.1937г. он был расстрелян 25.11.1937 г. 
19.06.1959 г. Военным Трибуналом Забайкальского Военного Округа за отсутствием состава преступления дело в отношении Б.Э. Петри было отменено с его посмертной реабилитацией. 
Бернгард Эдуардович Петри был женат на Любови Илларионовне (ур. Коханович, 26.08.1891 – 30.07.1936), история жизни которой заслуживает краткого описания. Любовь Илларионовна Коханович родилась 26 августа 1891 г. в Иркутске в православной семье канцелярского служителя Иллариона Илларионовича и Надежды Васильевны Кохановичей. Была крещена 5 сентября в Иркутской Сретенской церкви. Восприемниками были записаны подпоручик Иркутского резервного батальона Константин Осипович Калачев и жена надворного советника Анна Лавреньевна (сохранена орфография оригинала!!!) Певнева [3]. В августе 1900 г. Любовь поступила по экзамену в первый класс Иркутской женской гимназии и окончила «полный курс учения» в 1907 г. со средним баллом 3.9 [3]. Кроме общеобразовательных дисциплин обучалась чистописанию, рисованию и рукоделию. После окончания полного гимназического курса еще один год училась на математическом отделении восьмого дополнительного класса той же гимназии, где изучала дополнительные дисциплины: педагогика и дидактика, методика русского языка, грамматика, арифметика, Физика В 1908 г. по окончании дополнительного класса была признана достойной звания домашней учительницы. В конце XIX - начале ХХ века в Россию понемногу стали проникать прогрессивные идеи эмансипации, и девушкам стало доступно высшее образование. Умная и независимая Любовь Коханович решилась на отважный поступок и в 1909 г. подала прошение о принятии в число слушательниц Высших женских Естественно-научных курсов в Санкт-Петербурге. 
В своём автобиографическом рассказе, приложенном к прошению о приёме на курсы, юная девушка с удивительным сочетанием эмоциональности и серьёзности писала: «… Если не ошибаюсь, лет шести я уже умела читать, семи поступила в приходскую школу, которую окончила с наградою через два года. В этот же год я поступила в гимназию. Имея возможность очень часто бывать в лесу, я присматривалась к окружающей меня природе, которая возбудила во мне интерес к естественным наукам. До четвертого класса я интересовалась только практическими занятиями в области ботаники зоологии – собиранием гербариев и коллекций, находясь под руководством опытного преподавателя. Серьезно же интересоваться естественными науками я начала уже с момента систематического изучения этой науки, затем по мере расширения круга моих знаний стали привлекать меня и тесно соприкасающиеся с биологией физико-химические науки. Этими, я главным образом, я занималась дома: физика в женских гимназиях проходится не в достаточно полном объеме, химии – здесь касаются постольку, поскольку она необходима для понимания отделов теплоты, света, электричества. 
Но учение–учением, жизнь–жизнью. Не знаю развилась, выросла ли я в достаточной мере, навеяла ли на меня литература, чтобы заинтересоваться жизнью, меня окружающей, бурлящей и кипящей на все лады вокруг меня – но не привлечь она меня не могла: я стала внимательно приглядываться и прислушиваться к тому, что делалось и говорилось вокруг. Жизнь губернского городка не богата своими впечатлениями, многого в ней не увидишь… а что увидишь, то в большинстве случаев серо и банально. Среда полуинтеллигенции таким плотным кольцом сомкнулась вокруг Вас, что во внешний мир дороги не видно, поневоле зарываешься в книги, а те опять толкают к жизни. И вот в этом круговороте чтения и живых наблюдений, в этом метании из Сциллы в Харибду я и достигла семнадцати лет, кончила гимназию и пришла к неизвестному вопросу – куда же дальше? 
Говорят, современная литература неизбежно приводит к пессимизму. В моем случае это не так. Она не привела меня к отрицанию жизни, напротив, заставила глубже вникнуть в окружающую меня жизнь, заставила поразмыслить о внутренней жизни человека, его стремлениям к идеалу, о всей человеческой личности, ключом развития которой является творчество мысли, заставила интересоваться меня развитием жизни природы и человека, как с духовной стороны, так и с физиологической, заставила придти к убеждении, что для познания человеческой личности, для объяснения действий природы, нужно сначала узнать жизнь и развитие природы и человека в малейших деталях, в главных периодах этого развития. Все это и привело меня, наконец, к дверям Естественных Курсов». 
Приложенный к делу курсистки Любови Коханович матрикул с явным преобладанием отличных и хороших оценок, говорит о старательности девушки. 
В 1915 году Любовь успешно окончила полные 10 семестров курсов и стала дипломированным биологом. Во время учёбы на курсах Любовь познакомилась с Бернгардом Эдуардовичем Петри. 13 апреля 1916 г. Бернгард подал рапорт в Правление Императорской Академии Наук с просьбой о разрешении на вступление в первый законный брак с Л.И. Коханович и 15 апреля 1916 г. получил его (свидетельство под № 838). После окончания курсов Любовь Илларионовна преподавала в Путиловском коммерческом училище Петрограда, затем, с 1918 года, работала в лаборатории по разработке противочумной вакцины Иркутского медицинского института. 30 июля 1936 года, в результате несчастного случая, заразилась чумой и скоропостижно скончалась. 
В браке Любови Илларионовны и Бернгарда Эдуардовича родился сын Олег (Helge) Бернгардович (26.02.1917 ст.ст. – 14.08.1984). С юных лет проявил незаурядные способности, в возрасте 12 лет окончил школу. Для поступления в университет подвергнул «корректировке» свидетельство о рождении – год рождения «1917» превратился в «1913». Благодаря большому росту и хорошему физическому развитию, вопросов о возрасте больше не возникало и Олег Бернгардович поступил на первый курс физико-математического факультета Иркутского университета, откуда был мобилизован в РККА и в 1930 году зачислен слушателем Особого Высшего Военно-Инженерного училища в Москве (в 1935 году училище было реорганизовано в Военно-Инженерную Академию). В мае 1935 года окончил Академию по специальности инженер-механик с присвоением воинского звания „военный инженер 3-го ранга“ и был направлен на службу в Забайкальский военный округ в 1820-ю авиабригаду. В октябре 1936 года был аттестован на звание „военный инженер 2-го ранга“ и назначен помпотех бригады. В октябре, вслед за отцом, был арестован органами НКВД как „враг народа“, заочно осуждён Военным Трибуналом по 58-ой статье. С 1937 по 1958 годы прошёл через ИТЛ городов Норильска и Кировска (Мурманская обл.), а затем в 1958 году сослан на поселение в Красноярский край, где находился с семьёй до 1962 года до полной реабилитации и восстановлении во всех правах. С 1963 года проживал с семьёй в Днепропетровске, где работал инженером на Радиозаводе. Умер и похоронен на одном из Днепропетровских кладбищ в 1984 году. 

Основные труды:
1. Петри Е. Л. Путеводитель по МАЭ: Отдел Океании. Пг., 1914, 65 с. 
2. Петри Б. Э. Этнография и современность. Иркутск, 1927, с. 7, 11. 
3. Петри Б. Э. Карагасский суглан. Иркутск, 1927, с. 38. 
4. Петри Б. Э. Далекое прошлое Прибайкалья. Научно-популярный очерк. Иркутск, 1928, 73 с.; он же. Старая вера бурятского народа. Научно-популярный очерк. Иркутск, 1928, 78 с. 
5. Петри Б. Э. Школа шаманов у северных бурят. — Сборник трудов проф. и препод. ИГУ. Иркутск, 1923. Вып. 5, с. 404 — 423; он же. Степени посвящения монголо-бурятских шаманов. — Известия БГНИИ при ИГУ. Иркутск, 1926. Т. II, вып. 4, с. 39 — 75. 
6. Петри Б. Э. Задачи дальнейшего исследования туземцев Сибири и метод обследования целых народностей. — Труды Первого сибирского краеведческого аучно-исследовательского съезда. Новосибирск, 1928. Т. 5. 
7. Петри Б. Э. Бюджет карагасского хозяйства. Иркутск, 1928, с. 2. 
8. Петри Б. Э. Охота и оленеводство у тутурских тунгусов в связи с организацией охотхозяйства. Иркутск, 1930. 
9. Петри Б. Э. Проект культбазы у малых народов Сибири. Томск, 1928. 
10. Петри Б. Э. Областной музей и его организация на демократических началах. Иркутск, 1921. 

Источники: 
1. Фамильный архив семьи Петри 
2. Сирина А.А. Забытые страницы сибирской этнографии, «Восточная литература» РАН, 2002 
3. ЦГИА СПб Ф. 47 Оп. 1 Д. 532 

При подготовке информационной странички были использованы материалы сайтов:  

Благодарим Ольгу Олеговну Петри (Мангейм, Германия), внучку Бернгарда Эдуардовича Петри, за предоставленную информацию, фотографии и бережное отношение к фамильной памяти.  

Благодарим  Анатолия Владимировича Кахановского за инициацию дополнительного поиска и предоставленную информацию о жене  Бернгарда Эдуардовича Петри,  Любови Илларионовне Петри (ур. Коханович, 26.08.1891 – 30.07.1936). Более подробную информацию о семье Коханович можно посмотреть здесь 

 

Информационную страницу сайта подготовили О.О. Петри и М.Т. Валиев © (С.-Петербург)
28.04.2017 



Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


10.11 29 октября 1820 г. по старому стилю - День рождения основателя нашей школы Карла Ивановича Мая

12.11 День рождения исследователя Арктики, д.геогр.наук, почетного полярника, 

28.11 День рождения бывшего ученика нашей школы, академика АН СССР, Дмитрия Сергеевича Лихачёва

04.12 День рождения бывшего ученика и педагога нашей школы, чл.-корр. СПб АН, О.Д.Хвольсона.

09.12 День рождения выпускника нашей школы, революционера, члена ЦК партии меньшевиков А.Э.Дюбуа

12.12 30 ноября по старому стилю - День рождения выпускника нашей школы, русского художника К.А.Сомова


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей