Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





26.11.2022
На сайте размещена биографическая страничка ученика 7 класса Алексея Александровича Бродского, учившегося в нашей школе в 1911-1913 гг.
25.11.2022
На сайте размещены обновленные странички братьев: геолога, доктора химических наук Виталия Владимировича Доливо-Добровольского, учившегося в нашей школе в 1912-1919 гг. и геолога, профессора Вадима Владимировича Доливо-Добровольского, учившегося в нашей школе в 1914-1921 гг.
25.11.2022
На сайте размещена обновленная и значительно дополненная страничка геофизика, генеалога Татьяны Владимировны Герхен, учившей в нашей школе в 1935-1937 гг.
23.11.2022
На сайте размещены биографические странички: купца I гильдии, коммерции советника Вильгельма Эдуардовича Шитта, учившегося в гимназии К.Мая в 1866-1875 гг., композитора Эдуарда Эдуардовича Шитта, учившегося в гимназии в 1864-1873 гг.




Цибис Болеслав Францевич


06.06.1895 - 31.05.1957

художник-авангардист


учился в школе К.Мая
в 1911 – 1912 гг.




После дополнительных архивных поисков мы можем с абсолютной уверенностью утверждать, что Болеслав-Ярослав Цибис, ученик пятого класса реального училища К.Мая, и художник-авангардист Болеслав Францевич Цибис, это одно лицо. Факт подтверждается архивным делом [8], в котором содержится информация о точной дате и перемещениях Болеслав-Ярослава из Вильно в Санкт-Петербург и далее в Харьков.
Болеслав-Ярослав родился 6 июня 1895 г. в Массандре (Крым) в семье купца Франца Цибиса, римско-католического вероисповедания. В школу К.Мая поступил в сентябре 1911 г. из Виленского Реального Училища. В гимназии К. Мая учился только один учебный 1911/12 год. Уже 21 мая 1912 г. в гимназию К.Мая поступил запрос из Харьковского Реального Училища с просьбой переслать свидетельство с оценками и запись кондуитного журнала. Во время учёбы в школе К.Мая юноша не отличался большим усердием, в свидетельстве преобладают удовлетворительные оценки и только рисование аттестовано высшим баллом. Имелись претензии к поведению и прилежанию ученика. Среди записей в дисциплинарном журнале значится «.. самовольная отлучка из С.-Петербурга во время пасхальных вакаций без ведома директора и без отпускного билета, а также курение на улице и ложные показания о разрешении ученикам Реального Училища К. Мая курить табак». Видимо, вольнодумство и пренебрежение сложившимися правилами уже в столь юном возрасте были характерны для будущего художника-авангардиста.
В будущем, Болеслав Францевич Цибис, член группы харьковских кубофутуристов “Союз Семи”, в которую кроме него входили Бобрицкий, Дьяков, Калмыков, Косарев, Мищенко и Цапок. Вместе с Бобрицким, Мане-Кацем, Цапком и другими принимал участие в открывшейся 7 мая 1918 г. в помещении харьковского Художественного училища выставке “Союза искусств”. В том же году "Союз семи" создал свою студию в доме родителей Болеслава Цибиса (Франца Йосифовича) на Чернышевской, 39. и издал сборник-альбом своих работ: “Семь плюс Три”. "Семерка" (так называл ее Б. Косарев) быстро прогрессировала. К 1918 г. ее участники, несмотря на свою молодость, уже пользовались заметным авторитетом в харьковской художественной среде. Это сказывалось в том, что о "Союзе семи" заговорила местная пресса, и у них стало появляться все больше и больше заказов.
В 1919 все члены “Семёрки” приняли участие в “Сборнике нового искусства”. В том же году совместно с другим членом “Семёрки” Н. Калмыковым Болеслав Цибис иллюстрировал книгу А.К. Гастева “Поэзия рабочего удара”.
В 1920 г. трое из "Семерки" - Бобрицкий, Калмыков и Цибис - эмигрировали, эмигрировал также один из художников группы "Три" и сотрудничавший с "Семеркой" - Мане-Кац.
"Союз искусств" продержался до средины 20-х годов. А затем его деятельность прекратилась. Для украинского авангарда наступили трагические времена. Одни художники были расстреляны, другие уехали за рубеж, третьи жили под угрозой расстрела и преследований. Большинство картин были или уничтожены, или проданы за рубеж.
Болеслав Цибис два года провел в Константинополе. В 1923 переехал в Польшу, продолжил обучение в Варшавском училище изящных искусств (1923–1926) и позднее в Академии изобразительных искусств у Тадеуша Прушковского [9]. Входил в группу художников «Братство св. Луки», образованную учениками Прушковского. Занимался живописью, графикой и скульптурой, создавал символико-сюрреалистические образы, соединяя фигуративное мышление с идеями авангарда. В 1930 путешествовал по Италии и Африке. В 1934–1937 вместе с Яном Замойским выполнил фрески «Болеслав Храбрый, устанавливающий границу Польши на Одре» в холле Военного географического института в Варшаве. В 1936 принимал участие в оформлении интерьера трансатлантического лайнера «МС Баторий».
Участвовал в выставках польского Клуба искусств (1927), Общества польских художников (1928, 1929, 1932) и Института поощрения искусств в Варшаве (1933, 1936, 1937). Принимал участие в Национальной выставке в Познани (1929), в выставках в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1933) и в Выставке польского искусства в Москве (1933), представил свою работу на 19-й международной художественной бьеннале в Венеции (1934), а также на выставках в Мюнхене (1935), Сан-Франциско (1936), Хельсинки (1936) и Амстердаме (1936)
В 1939 выехал в Нью-Йорк для оформления польского павильона для Всемирной выставки. С началом II Мировой войны остался в США, с 1942 жил в Трентоне, штат Нью-Джерси. В США в основном занимался керамикой и основал фабрику «Cordey China Inc.». В 1945 участвовал в выставке в Институте искусств Детройта.
Скончался 31 мая 1957 г. в г.Трентон, США.


Литература:
1. М. Кин: Художественная выставка “Союза искусств” // Колосья, 1918, № 2-3, с. 22;
2. Письмо в редакцию [Союз Семи: открытое письмо] // Колосья, 1918, № 6-7, с. 23;
3. Искусство в Харькове // Колосья, 1918, № 9, сс. 13-14;
Семь плюс Три. Сб.-альб. — [Харьков: издание “Союза Семи”, 1918]. — 56 с., 200 экз.;
4. О книгах [о сб.-альб. “Семь плюс Три”] // Колосья, 1918, № 11, с. 15;

5. Поль Даргиньи: Книжная полка [о сб. “Семь плюс Три”] // Театральный Журнал, № 7, Харьков, 22 декабря 1918, сс. 13-14;
6. Сборник нового искусства. — К.-Х.: Изд. Всеукраинского Отдела Искусств, 1919. — 24 с.
7. А.К. Гастев: Поэзия рабочего удара. — Харьков: Всеукраинский отдел искусств Наркомпроса, 1919. — 215 с., ил.
8. ЦГИА СПб фонд 144 оп.2 д.141
9 . http://www.artrz.ru/1805146386.html

При подготовке информационной странички были использованы материалы сайтов:

http://artru.info/ar/19014/
http://www.ka2.ru/hadisy/jaskov.html
http://www.antiquebooks.ru/book.php?book=8748


Благодарим нашего польского друга, Кшиштофа Летавца ( Krzysztof Latawiec), за помощь в подготовке материала и предоставленную фотографию.

Информационную страницу подготовил М.Т.Валиев

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




28.11
День рождения бывшего ученика нашей школы, академика АН СССР, Дмитрия Сергеевича Лихачёва
04.12
День рождения бывшего ученика и педагога нашей школы, чл.-корр. СПб АН, О.Д.Хвольсона.
09.12
День рождения выпускника нашей школы, революционера, члена ЦК партии меньшевиков А.Э.Дюбуа



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей