Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





24.7.2022
На сайте размещена обновленная биографическая страничка переводчика Александра Львовича Айзенберга (Кардашинского), учившегося в гимназии К.Мая в 1910-1915 гг.
24.7.2022
На сайте размещены биографические странички участников Великой Отечественной войны: ст.лейтенанта Сергея Сергеевича Курбатова, ст.техника-лейтенанта Владимира Петровича Зотикова, ст.лейтенанта Анатолия Владимировича Волчека, ст.лейтенанта Николая Игнатьевича Михальского, капитана Ивана Ивановича Ракова, капитана Виктора Антоновича Рогачевского, инженер-капитана Аркадия Яковлевича Холмянского, инженер-капитана Николая Ивановича Чирцова, журналиста, писателя Владимира Евгеньевича Львова, капитана мед.службы Аркадия Львовича Штернберга.
4.7.2022
На сайте размещена биографическая страничка военинженера 3 ранга участника Великой Отечественной войны Бориса Борисовича Ступина, учившегося в РУ К.Мая в 1916-1918 гг.
3.7.2022
На сайте размещены биографические странички умерших в блокадном Ленинграде: инженера Кирилла Владимировича Заботкина, учившегося в нашей школе в 1920-1923 гг., Леонида Арвидовича Иогансена, учившегося в нашей школе в 1920-1921 гг.




Цибис Болеслав Францевич


06.06.1895 - 31.05.1957

художник-авангардист


учился в школе К.Мая
в 1911 – 1912 гг.




После дополнительных архивных поисков мы можем с абсолютной уверенностью утверждать, что Болеслав-Ярослав Цибис, ученик пятого класса реального училища К.Мая, и художник-авангардист Болеслав Францевич Цибис, это одно лицо. Факт подтверждается архивным делом [8], в котором содержится информация о точной дате и перемещениях Болеслав-Ярослава из Вильно в Санкт-Петербург и далее в Харьков.
Болеслав-Ярослав родился 6 июня 1895 г. в Массандре (Крым) в семье купца Франца Цибиса, римско-католического вероисповедания. В школу К.Мая поступил в сентябре 1911 г. из Виленского Реального Училища. В гимназии К. Мая учился только один учебный 1911/12 год. Уже 21 мая 1912 г. в гимназию К.Мая поступил запрос из Харьковского Реального Училища с просьбой переслать свидетельство с оценками и запись кондуитного журнала. Во время учёбы в школе К.Мая юноша не отличался большим усердием, в свидетельстве преобладают удовлетворительные оценки и только рисование аттестовано высшим баллом. Имелись претензии к поведению и прилежанию ученика. Среди записей в дисциплинарном журнале значится «.. самовольная отлучка из С.-Петербурга во время пасхальных вакаций без ведома директора и без отпускного билета, а также курение на улице и ложные показания о разрешении ученикам Реального Училища К. Мая курить табак». Видимо, вольнодумство и пренебрежение сложившимися правилами уже в столь юном возрасте были характерны для будущего художника-авангардиста.
В будущем, Болеслав Францевич Цибис, член группы харьковских кубофутуристов “Союз Семи”, в которую кроме него входили Бобрицкий, Дьяков, Калмыков, Косарев, Мищенко и Цапок. Вместе с Бобрицким, Мане-Кацем, Цапком и другими принимал участие в открывшейся 7 мая 1918 г. в помещении харьковского Художественного училища выставке “Союза искусств”. В том же году "Союз семи" создал свою студию в доме родителей Болеслава Цибиса (Франца Йосифовича) на Чернышевской, 39. и издал сборник-альбом своих работ: “Семь плюс Три”. "Семерка" (так называл ее Б. Косарев) быстро прогрессировала. К 1918 г. ее участники, несмотря на свою молодость, уже пользовались заметным авторитетом в харьковской художественной среде. Это сказывалось в том, что о "Союзе семи" заговорила местная пресса, и у них стало появляться все больше и больше заказов.
В 1919 все члены “Семёрки” приняли участие в “Сборнике нового искусства”. В том же году совместно с другим членом “Семёрки” Н. Калмыковым Болеслав Цибис иллюстрировал книгу А.К. Гастева “Поэзия рабочего удара”.
В 1920 г. трое из "Семерки" - Бобрицкий, Калмыков и Цибис - эмигрировали, эмигрировал также один из художников группы "Три" и сотрудничавший с "Семеркой" - Мане-Кац.
"Союз искусств" продержался до средины 20-х годов. А затем его деятельность прекратилась. Для украинского авангарда наступили трагические времена. Одни художники были расстреляны, другие уехали за рубеж, третьи жили под угрозой расстрела и преследований. Большинство картин были или уничтожены, или проданы за рубеж.
Болеслав Цибис два года провел в Константинополе. В 1923 переехал в Польшу, продолжил обучение в Варшавском училище изящных искусств (1923–1926) и позднее в Академии изобразительных искусств у Тадеуша Прушковского [9]. Входил в группу художников «Братство св. Луки», образованную учениками Прушковского. Занимался живописью, графикой и скульптурой, создавал символико-сюрреалистические образы, соединяя фигуративное мышление с идеями авангарда. В 1930 путешествовал по Италии и Африке. В 1934–1937 вместе с Яном Замойским выполнил фрески «Болеслав Храбрый, устанавливающий границу Польши на Одре» в холле Военного географического института в Варшаве. В 1936 принимал участие в оформлении интерьера трансатлантического лайнера «МС Баторий».
Участвовал в выставках польского Клуба искусств (1927), Общества польских художников (1928, 1929, 1932) и Института поощрения искусств в Варшаве (1933, 1936, 1937). Принимал участие в Национальной выставке в Познани (1929), в выставках в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1933) и в Выставке польского искусства в Москве (1933), представил свою работу на 19-й международной художественной бьеннале в Венеции (1934), а также на выставках в Мюнхене (1935), Сан-Франциско (1936), Хельсинки (1936) и Амстердаме (1936)
В 1939 выехал в Нью-Йорк для оформления польского павильона для Всемирной выставки. С началом II Мировой войны остался в США, с 1942 жил в Трентоне, штат Нью-Джерси. В США в основном занимался керамикой и основал фабрику «Cordey China Inc.». В 1945 участвовал в выставке в Институте искусств Детройта.
Скончался 31 мая 1957 г. в г.Трентон, США.


Литература:
1. М. Кин: Художественная выставка “Союза искусств” // Колосья, 1918, № 2-3, с. 22;
2. Письмо в редакцию [Союз Семи: открытое письмо] // Колосья, 1918, № 6-7, с. 23;
3. Искусство в Харькове // Колосья, 1918, № 9, сс. 13-14;
Семь плюс Три. Сб.-альб. — [Харьков: издание “Союза Семи”, 1918]. — 56 с., 200 экз.;
4. О книгах [о сб.-альб. “Семь плюс Три”] // Колосья, 1918, № 11, с. 15;

5. Поль Даргиньи: Книжная полка [о сб. “Семь плюс Три”] // Театральный Журнал, № 7, Харьков, 22 декабря 1918, сс. 13-14;
6. Сборник нового искусства. — К.-Х.: Изд. Всеукраинского Отдела Искусств, 1919. — 24 с.
7. А.К. Гастев: Поэзия рабочего удара. — Харьков: Всеукраинский отдел искусств Наркомпроса, 1919. — 215 с., ил.
8. ЦГИА СПб фонд 144 оп.2 д.141
9 . http://www.artrz.ru/1805146386.html

При подготовке информационной странички были использованы материалы сайтов:

http://artru.info/ar/19014/
http://www.ka2.ru/hadisy/jaskov.html
http://www.antiquebooks.ru/book.php?book=8748


Благодарим нашего польского друга, Кшиштофа Летавца ( Krzysztof Latawiec), за помощь в подготовке материала и предоставленную фотографию.

Информационную страницу подготовил М.Т.Валиев

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




21.08
День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АН Бел ССР М.А. Ельяшевича
01.09
День рождения бывшего ученика нашей школы, бригадного интенданта РККА, Александра Леонидовича Апухтина
20.09
День рождения бывшего ученика нашей школы, контр-адмирала Иосифа Васильевича Коссовича



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей