Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





8.8.2020
На сайте размещены биографические странички участников Великой Отечественной войны: Бориса Николаевича Девятова, Кирилла Николаевича Девятова, Николая Николаевича Девятова, Георгия Александровича Дядьковского, Бориса Николаевича Евдокимова, Николая Николаевича Епишкина, Константина Яковлевича Журковича, Бориса Иосифовича Келима.
7.8.2020
На сайте размещены биографии участников Великой Отечественной войны: майора Ивана Павловича Гайжева, инженер-капитана Ильи Львовича Ганеса
30.7.2020
Общество друзей школы К.Мая передало в дар Музею истории школы небольшой стенд, посвященный бывшему ученику школы, капитану 2 ранга Николаю Фридриховичу Вальдману. На стенде представлены альбом, карандаш и рисунок Николая Вальдмана. Реликвии переданы в музей внучкой Николая Фридриховича, Натальей Кирилловной Комаровой (ур. Вальдман).
28.7.2020
На сайте размещена биографическая страничка Героя Первой Мировой войны, Героя французского сопротивления Николая Исааковича Новика, учившегося в гимназии К.Мая в 1908-1915 гг.




Боровский Михаил Григорьевич

Михаил Григорьевич Боровский
Michal Borowski

22.12.1896 - 21.07.1968

офицер ВМФ

учился в гимназии К.Мая в 1906–1911 гг.

Михаил Боровский родился в Санкт-Петербурге 22 декабря 1896 г. Отец – Григорий Эдуардович (12.03.1859-?) – русский военно-морской офицер-судостроитель, инженер-механик подполковник. Мать – Ядвига урожд. Корвин-Шимановская. В семье было пять детей:
– Вацлав Боровский (1888–1961) – профессор экономики, преподавал в Виленском университете затем в Высшей Школе Морской Торговли в Гдыне.
– Ян Боровский (25.2.1890–25.11.1966) – архитектор, реставратор памятников в Виленском крае, первый воеводский реставратор в Гданьске, профессор архитектуры в Политехническом институте в Гданьске.
Об остальных детях информации нет.
Михаил происходил из старинного польского рода Боровских. Род известен с 1343 года. Его прапрадед Ян Себастьянович Боровский в начале 19 века женился на Людвике Каменской сестре Людвика Каменского, который в 1819–1823 годах был вице-губернатором Минской губернии. Ян Боровский поселился в Вилейском уезде купив имение Юнцевичи. Его старший сын – прадед Михаила – Константин стал родоначальником дисненской ветки рода Боровских, имения Стефанполь и деревни Радюки. Младший сын Антоний (Антон Иванович) стал продолжателем Вилейской ветви рода.
Дядя – Боровский Северин Эдуардович (08.01.1864–1935) –русский военно-морской деятель, инженер-механик, генерал-майор. Участник Русско-японской войны и Цусимского сражения.

В первый класс гимназии К.Мая Михаил Боровский поступил в 1906 году и покинул стены школы в 1911 году после окончания 5 классов. После гимназии обучался в отдельных Гардемаринских классах Морского училища. 15 сентября 1914 года принял присягу и начал службу в военно-морском Флоте Российской Империи как воспитанник Морского Кадетского Корпуса (МКК), который окончил 27 июля 1916 года получив звание корабельный гардемарин и право ношение Знака об окончании полного курса наук МКК. Высочайшим приказом № 1611 от 30-го июля 1916 года Михаил Боровский был произведен в мичманы.
Служил на Балтийском флоте на минном заградителе «Нарова» как командир роты, артиллерийский офицер и ревизор. После октябрьской революции Боровский был одним из трех делегатов экипажа местного совета рабочих и солдатских депутатов. До мая 1918 года был вторым помощником командира корабля, а затем получил освобождение от военно-морской службы и незаконно перебрался в Польшу. В 1918 поступил на факультет машиностроения Варшавского политехнического института. С марта 1919 года служил в Войске Польском, где 11 марта 1919 года был утвержден в звании морской подпоручик. Был направлен в военный порт Модлин. В войне за независимость воевал в качестве командира 1-й роты 2-го батальона Морского полка. После окончания боевых действий с октября по декабрь 1920 года исполнял обязанности командира 2-го батальона Морского полка. 22 июня 1921 года был награжден Крестом Храбрых, за доблесть во время сражений на фронте, а также получил памятную медаль «За войну 1918–1921 годов». 12 февраля 1921 года получил повышение в звании до морского капитана. С 1 марта 1921 года по октябрь 1922 года командовал тральщиком ORP Mewa. С 15 сентября 1922 года был преподавателем морских наук и навигации, лоции и метеорологии в Офицерской школе военно-морского флота в Торуни. С 1 июня 1924 года по 1 сентября 1925 года командовал миноносцем ORP Mazur, затем с июля 1925 года по 1926 год канонерской лодкой ORP General Haller, а с 26 апреля 1926 года по 2 августа 1928 года миноносцем ORP Ślązak.
С октября 1929 года по июль 1930 года прошел обучение во французской офицерской школе подготовки минно-торпедных специалистов. С 1 января 1931 года носил ранг командор-подпоручик. Михаил Боровский был признанным экспертом в области подводного оружия, работал на различных должностях в Руководстве Военно-морского флота в Варшаве. Там его застало начало Второй мировой войны. 5 сентября 1939 года вместе с сотрудниками Руководства Военно-морского флота под командой контр-адмирала Ксаверия Черницкого перебрался в базу в Пинск, а затем в город Броды. Был арестован Красной Армией. В ноябре 1939 года попал через Литву во Францию. В межвоенный период Михаил Боровский также был награжден: Золотым и Серебряным Крестом Заслуг, медалью «10-летие обретения независимости», а также Серебряной и бронзовой медалями «За долголетнюю службу».
15 декабря 1939 года в Париже Боровский обратился к Руководству Военно-морского флота для получения назначения. 7 января 1940 года был назначен военным комендантом транспорта SS Warszawa. Корабль перевозил польских беженцев, а также служил в качестве военного транспорта. Капитаном SS Warszawa был Тадеуш Мейснер. Транспорт возил пополнения для Бригады Карпатских Стрелков, которая воевала в Африке под Тобруком, а также плавал в конвоях с другими транспортными судами. Боровский занимал должность военного коменданта SS Warszawa до 2 сентября 1941 года. В связи с нехваткой должностей в июле 1941 года Боровский попросил о понижении воинского звания, чтобы служить на военном корабле. 21 августа 1941 года он был понижен в звании до морского капитана, а с 3 сентября он был офицером минного вооружения на эсминце ORP Garland. С 28 февраля по 31 мая 1942 года исполнял обязанности заместителя командира корабля. Принимал участие в боях на Средиземном Море в конвойном сопровождении транспортных судов. Во время сопровождения конвоя PQ-16 в мае 1942 года был тяжело ранен, находился на излечении в больнице в Мурманске, а затем в Великобритании. 1 июня 1942 года был восстановлен в звании командор-подпоручик. 14 сентября 1942 года получил во второй раз «Крест Храбрых», за доблесть в мае 1942 года в акциях по защите конвоя PQ-16. После выздоровления с 15 сентября 1942 года по 11 января 1943 года он был начальником базы снабжения в Девонпорте, а затем выполнял различные функции в Руководстве Военно-морского флота. 22 июня 1947 года Боровский вернулся в Польшу. Во время службы в Польских Вооруженных Силах на Западе он получил Медаль флота за войну 1939–1945 с планкой повторного награждения и почетную награду «За Раны и Травмы». От британского командования им были получены: Звезда 1939–1945 гг., Атлантическая звезда, Африканская звезда и Медаль Обороны.
После возвращения в Польшу командор-поручик Михаил Боровский подал прошение на военную службу, и 27 сентября 1947 года был призван в ВМС Польши. Его воинское звание было подтверждено 8 октября 1947 года со старшинством от 3 мая 1943 года. Со 2 октября 1947 года по 16 января 1949 года Боровский был комендантом Школы морских специалистов в Устке. С 16 ноября по 12 декабря 1949 года был руководителем Штаба подводного оружия в Гдыне. С 13 декабря 1949 года по 22 сентября 1950 года, исполняющий обязанности начальника вооружения подводного флота. 22 сентября 1950 года по состоянию здоровья был переведен в запас. С 1950 года по 1952 год работал в предприятиях торговли обувью в Гданьске. В июне 1952 года по политическим причинам был насильно изгнан из Гдыни, потерял работу и жилье, был вынужден жить у дочери в Бытоме, и работать в книжном магазине в Катовице. С 1958 года находился на пенсии.
9 сентября 1966 года Михаил Боровский был повышен до звания командора в запасе. В 1967 году был награжден советским Орденом Красной Звезды, а в 1968 году Кавалерским крестом ордена «Возрождения Польши».
Умер 22 июля 1968 года в Бытоме и изначально там был и похоронен. 12 февраля 1998 года благодаря усилиям дочери его останки были перенесены на Кладбище Военно-морского флота в Гдыне.
Михаил Боровский получил известность и как литератор, он написал много журнальных и газетных статей, а также оставил ряд воспоминаний. Свои воспоминания о Второй мировой войне Михаил Боровский описал в книге «От Тобрука до Мурманска», изданной в 1966 году издательством «Pax» (Michał Borowski. Od Tobruku do Murmańska. Instytut Wydawniczy «Pax». 1966.). В 2007 году публикации, репортажи и «Воспоминания» Михаила Боровского были изданы Военно-морским Музеем в Гдыне.

Источник: 
Сайт wiki.wargaming.net 

Информационную страничку сайта подготовили Е.И. Винградова (Иркутск) и Н.Б. Валиева (Санкт-Петербург). 
29.05.2020



Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 

21.08
День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АН Бел ССР М.А. Ельяшевича
01.09
День рождения бывшего ученика нашей школы, бригадного интенданта РККА, Александра Леонидовича Апухтина
20.09
День рождения бывшего ученика нашей школы, контр-адмирала Иосифа Васильевича Коссовича





















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей