.
Пётр родился 22 января 1862 г. в Санкт-Петербурге.
Пётр родился 22 января 1862 г. в Санкт-Петербурге.
Отец – дворянин Ковенской губернии, Поликарп Игнатьевич Шимкевич, адвокат. Мать - Аделаида Петровна, в девичестве Гурскалин, происходила из шведско-немецкой семьи, обосновавшейся в Санкт-Петербурге в ХVIII веке. Ее отец, Петр Иванович Гурскалин, был одним из первых нотоиздателей С.-Петербурга в 30-х – 40-х годах XIX века. Семья адвоката Шимкевича жила на Васильевском острове на 11 линии в доме Ауэ, в непосредственной близости от гимназии Карла Мая. С учётом немецких фамильных корней было не удивительно, что все трое сыновей Поликарпа Шимкевича - Павел (1858 – 1900), Александр (1860 – 1907) и Петр (1862 – 1920) - учились в школе К. Мая. Петр Шимкевич учился в гимназии К.Мая вместе со своими старшими братьями Павлом и Александром в период с 1869 по 1875 гг. В 1876 г., в связи с переездом семьи с Васильевского острова в другую часть города, Петр перешел учиться в училище Св.Анны (Анненшуле).
После окончания училища он учился во Франции на курсах телеграфистов и получил работу телеграфиста в Смоленском почтово-телеграфном округе. С 1888 по 1890 г. им написано несколько методических пособий и учебник по телеграфному делу. За несколько лет работы Петр прошел путь от простого телеграфиста до чиновника по особым поручениям при генерал-губернаторах. В 1890 г. он поступает на работу в канцелярию Олонецкого губернского правления старшим чиновником особых поручений в г. Петрозаводске. А с июня 1892 г. назначается на должность младшего чиновника особых поручений при Приамурском генерал-губернаторе.
По роду своей служебной деятельности Петр Поликарпович часто бывал в командировках по Приамурскому краю, что дало ему возможность знакомиться с жизнью и бытом местных народностей. Он изучал этнос Приамурского края, собирал и систематизировал материалы по шаманству у гольдов (нанайцев), тунгусов (эвенков) и якутов. Таким образом, его научные этнографические исследования стали его главным занятием помимо служебной деятельности. О своих исследованиях он докладывал на ученых собраниях Приамурского отдела Русского географического общества (РГО) в Хабаровске, членом которого состоял с 1894 г., писал статьи в научные журналы. РГО было центром умственной жизни края, его общие ученые собрания, которые могли посещать все желающие, превратились в своеобразный университет по различным областям знаний.
Свою большую этнографическую коллекцию в 400 единиц, а также 191 фотографию, на которых были запечатлены многие подробности быта народностей Забайкалья, он передал в дар Хабаровскому этнографическому музею. На одной фотографии он запечатлен вместе якутами в одной из своих поездок по краю. Он сам увлекался фотографией и состоял в Хабаровском «Обществе любителей фотографического искусства», официально открытого 15 марта 1894 г. Он был одним из членов-учредителей этого Общества, вошел в его правление и был выбран секретарем. По результатам поездок по краю Петром Поликарповичем была составлена карта Забайкальской области, на которой были отмечены все народности, ее населяющие. Карта была необходима ввиду предстоящей переписи населения 1897 г. и изменений, происшедших в экономике и культуре Приамурья. В ней нуждались как административные учреждения, так и научные общества. Перепись должна была определить границы распространения народностей, их численность, описание племен, живших на границе с сопредельными странами.
В настоящее время этнографические коллекции, собранные Петром Шимкевичем, хранятся в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге и Хабаровском краеведческом музее имени Н.И. Гродекова. Петр Поликарпович выделяется из общего ряда дальневосточных ученых своего времени остротой и силой разоблачения существующих порядков, нераспорядительности и бездействия местной администрации по отношению к коренному населению.
«Будущее народов Дальнего Востока трагично: они или вымрут, или смешаются с русскими, усвоив их культуру», - писал он в работе «Инородцы Амурского края». Ученый подчеркивал также полное безучастие местной администрации в судьбах аборигенов: «Ни местная администрация, ни местное духовенство не сделали ничего, чтобы дать хотя бы некоторый толчок к улучшению их быта».
Главная заслуга его как ученого - в разработке сложной и малоизученной проблемы шаманизма, обобщении и научном анализе собранного этнографического материала. И сегодня его труды остаются нужными и актуальными. Его трудами пользуются ученые-этнографы.
Основные научно-исследовательские труды П.П. Шимкевича:
1. Инородцы Амурского края. Приамурские ведомости. Хабаровск, 1894г.
2. Орочены Забайкалья и их охота. Там же. 1894г., 12, 19 июня.
3. Современное состояние инородцев Амурской области и бассейна Аргуни. Там же.1895, 12 марта.
4. Материалы для изучения шаманства у гольдов. Зап.Приамур.отд.Имп.Рус.географ.об-ва. Т.1, вып.2. 133с.: ил. 1896.
5. Некоторые моменты из жизни гольдов и связанные с жизнью суеверия. Этногр.обозрение. 1897г. № 3, кн.3-4, с.1-21.
6. Обычаи, поверья и предания гольдов. Там же. С 133-142.
7. Шаманство. Забайкальская новь. Чита, 1913, 14 ноября.
8. Тождественность религий некультурных народов рек Конго и Амура. Там же.1913, 27 июля.
9. Великий шаман. Восточная Сибирь. Иркутск, 1915, 6,8 января.
10. Душа по тунгусским легендам. Там же, 11,18,19 февр., 5,8 марта. .
2. Орочены Забайкалья и их охота. Там же. 1894г., 12, 19 июня.
3. Современное состояние инородцев Амурской области и бассейна Аргуни. Там же.1895, 12 марта.
4. Материалы для изучения шаманства у гольдов. Зап.Приамур.отд.Имп.Рус.географ.об-ва. Т.1, вып.2. 133с.: ил. 1896.
5. Некоторые моменты из жизни гольдов и связанные с жизнью суеверия. Этногр.обозрение. 1897г. № 3, кн.3-4, с.1-21.
6. Обычаи, поверья и предания гольдов. Там же. С 133-142.
7. Шаманство. Забайкальская новь. Чита, 1913, 14 ноября.
8. Тождественность религий некультурных народов рек Конго и Амура. Там же.1913, 27 июля.
9. Великий шаман. Восточная Сибирь. Иркутск, 1915, 6,8 января.
10. Душа по тунгусским легендам. Там же, 11,18,19 февр., 5,8 марта. .
11. Покорение воздуха: Из зарубежных воспоминаний. Там же , 11 марта.
При подготовке статьи были использованы материалы и фотографии, предоставленные правнучками А.П.Шимкевича – Т.А.Дробышевой и Е.П.Ворониной., а также данные из книги Н.В.Кочешкова «Российские исследователи аборигенных народов Дальнего Востока (XVIII-XX век)- 2-е изд.,перераб. и доп. – Дальневосточное отделение РАН, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. – Владивосток, 2003-220с.
Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев.