.
О качестве преподавания в школе Карла Мая говорит тот факт, что уроки рисования в гимназии вёл академик Академии Художеств Карл Богданович Вениг - исторический живописец, участник росписи храма Христа-Спасителя в Москве. Педагогами школы были так же Григорий Карлович и Павел Богданович Вениги. Нет ничего удивительного, что и дети Карла Богдановича, Павел (1870 - 1942) и Александр (1865 - 1907), учились в гимназии Карла Мая. Оба сына в дальнейшем так же стали художниками.
Карл Богданович родился 14 февраля 1830 года в Ревеле в семье музыканта Готлиба Фридриха Венига (1804-1875) и Эмилии Агаты (ур.Фабри, 1808-1891). Отец будущего академика перебрался из Ревеля в столицу Российской империи около 1830 года. Мать принадлежала к одной из ветвей легендарного рода ювелиров Фаберже. Всего в семье Венигов-старших росло двенадцать детей. Младшая сестра Карла, Ольга Елена Вениг (1844-1911) вышла замуж за Карла Фридриха Шмидта и стала матерью Карла Шмидта, в будущем известного петербургского архитектора. Младший брат Карла, Петр Богданович Вениг (1849-1888), так же стал классным художником и какое-то время преподавал в школе К.Мая.
Карл Вениг в Академии Художеств учился с 1844 по 1853 г.г., где главным его наставником был Ф.А. Бруни. По окончании академического курса в изучал в Риме итальянскую живопись эпохи Возрождения. Там же начал картину "Положение во гроб". В 1862 г. получил звание профессора за картину "Ангелы возвещают погибель городу Содому" (Румянцевский музей). Из произведений Карла Венига можно так же отметить "Рождество Богородицы", "Успение", "Распятие" (в Николаевской лютеранской церкви в Ревеле), "Последние минуты Григория Отрепьева", "Русская девушка" (музей Александра III).
В воспоминаниях учеников гимназии К.Мая Карл Богданович остался доброжелательным, но достаточно строгим учителем. Бывший ученик гимназии Дмитрий Петрович Семёнов-Тян-Шанский (1854-1917) в своих воспоминаниях о школьных годах пишет:
«… По рисованию после Ульянова мы попали к очень доброму преподавателю, самому профессору исторической живописи в Академии художеств Венигу. Почему человек, уже имевший довольно крупное имя в живописи, состоявший профессором в высшем художественном училище, согласился терять время на уроках, даваемых им в частной гимназии, осталось для меня неясным. На уроках Венига, конечно, было более порядка, чем на уроках Ульянова. По крайней мере, он никого не выгонял из класса, но при его добродушии у него случалось, что я и некоторые из других моих товарищей, более способных к рисованию, занимались изображением карикатур на своих преподавателей на доске. Вениг, как художник, если карикатуры были удачны и в них было схвачено сходство, сам ими заинтересовывался и потому допускал это…
Венига старшего ещё до моего выхода из школы сменил его брат, Вениг младший (Петр Богданович Вениг), которым и закончился ряд моих школьных учителей рисования…»
Следует отметить, что два сына Карла Богдановича Венига – Павел (1870-1942) и Александр (1865-1907) – учились в школе К.Мая в конце 1870-х – середине 1880-х годов.
Карл Богданович оставил значительный след в истории отечественного искусства. Его работы хранятся в ведущих музеях России, в том числе, в Государственном Русском музее.
При подготовке информационной странички были использованы материалы, любезно предоставленные правнуком и праправнучкой Карла Богдановича Венига, Петром Николаевичем и Ольгой Петровной Венигами.
Источники:
1. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. ч. 1, СПб., Наука, 2005.
2. Эрика Фогт, Борис Кириков. Архитектор Карл Шмидт. СПб. Изд. «КОЛО», 2011
3. РГИА ф.789, оп.11, д.84 1887 г.
4. М.Т. Валиев "Портрет двух петербургских художников в интерьере начала ХХ века" , журнал "История Петербурга" №6 2010 г.
При подготовке информационной странички были использованы материалы сайта http://www.rulex.ru/01030226.htm
Информационную страничку сайта подготовил М.Т. Валиев