Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





19.4.2021
На сайте размещены биографические странички участниц Великой Отечественной войны: Екатерины Николаевны Миллер (в зам. Дарсавелидзе), Киры Михайловны Сарычевой, Нины Алексеевны Фафакиной
19.4.2021
На сайте размещена биографическая страничка д.м.н., профессора, участника Великой Отечественной войны Теодора Яковлевича Хвиливицкого, учившегося в нашей школе в 1918-1919 гг.
14.4.2021
На сайте размещены биографические странички: землемера Виктора Владимировича Баумана, учившегося в РУ К.Мая в 1917-1918 гг., механика Сигизмунда Францевича Литвиновича, художника-графика Алексея Алексеевича Ушина, учившегося в нашей школе в 1918-1919 г.
13.4.2021
13 апреля 2021 г. в 10 ч. 30 мин. в помещении Музея истории школы К.Мая состоялось ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ, ПОСВЯЩЁННОЙ БЫВШЕМУ УЧЕНИКУ ШКОЛЫ К. МАЯ, ПОЧЁТНОМУ ГРАЖДАНИНУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА АКАДЕМИКУ Д.С.ЛИХАЧЁВУ




Золотарев Сергей Алексеевич


Сергей Алексеевич Золотарев

01.08.1872—1941?

педагог, историк литературы, краевед

репрессирован, погиб в лагерях

в начале 1900-х годов преподавал в школе К.Мая философскую пропедевтику

Сергей Алексеевич родился 13 августа 1872 года в семье рыбиноского кладбищенского священника Алексея Алексеевича Золотарёва, впоследствии протоиерея Спасо-Преображенского собора. Сергей был старшим сыном в большой семье священнослужителя. Вместе с ним в семье росли младшие братья: Николай (1877—1915), в будущем известный журналист, заведующий Тургеневской библиотекой в Париже, Алексей (1879—1950), литературный критик, публицист, общественный деятель и Давида (1885—1935), религиозный философ , антрополог и этнограф. Среднее образование Сергей получил в Рыбинской мужской классической гимназии, высшее – на Историко-филологическом факультете Московского университета (1895) .
Свою педагогическую деятельность Сергей Алексеевич начал в качестве домашнего учителя у графа Палена в 1895—1896 годах. Позднее два года преподавал литературу в Прибалтийской учительской семинарии в Гольдингене, затем с 1899 года в частном коммерческом училище Н. Миронова в Риге. За руководство движением студентов во время революции 1905 года выслан из Прибалтики. С 1906 года жил в Санкт-Петербурге, где читал лекции в народном университете, председательствовал в Петербургском педагогическом обществе. В начале XX века написал ряд книг по вопросам теории и практики развития школы, истории педагогики, методике преподавания русского языка и литературы. На это же время приходится и работа С.А. Золотарева в школе К.Мая, где он преподавал философскую пропедевтику. Можно еще раз обратить внимание на высокий уровень подбора педагогов в школе К.Мая и традиционное поощрение свободомыслия и демократии. Во многом идеи Сергея Алексеевича о путях развития школы и педагогики в целом были созвучны основным принципам, провозглашенным основателем гимназии К.Маем.
Как председатель не одобренного властями Педагогического съезда им. К. Д. Ушинского в 1914 году талантливый педагог был уволен из системы без права работать в системе Министерства просвещения.
В одной из анкет Сергей Алексеевич писал о себе: «С 1906 до 1917 г. я появлялся в Рыбинске, Ярославле, Вологде в качестве организатора учительского союза на собраниях более или менее конспирированных. Открыто выступал на учительских курсах в качестве лектора в Саратове, Ветлуге и других городах».
После Октябрьской революции организовывал и проводил учительские съезды, был постоянным корреспондентом педагогических журналов «Трудовая школа» и «Семья и школа», преподавал литературу в Ленинградском университете (1921—1926, профессор), Академии художеств, высших военных заведениях. Отстаивал идею кооперативной школы. Был одним из организаторов рыбинского землячества, семейно-педагогического кружка (1904—1918), Рыбинского научного общества, участвовал в рыбинских краеведческих съездах.
Будущее России С.А. Золотарев связывал со школой. Часть ответов на поистине вековой вопрос — какой быть школе — можно найти в его педагогических произведениях: «Очерки но истории педагогики на Западе и в России» (изданы в 1910 и 1922 гг.), «Четыре смены молодежи» (1926 г.). «Действительно свободная школа, — писал он, — должна быть такой школой, где свобода преподавателя и свобода детей направлены к созиданию и упрочению таких общественных форм, при которых личная свобода получила бы все более и более возможности для се проявления». Далее Сергей Алексеевич делает вывод о великой важности общественно-педагогической постановки школьного дела, о социально-воспитательной роли личности учителя, который имеет право обучения и воспитания только на основе общественных принципов.
Другими словами, все, кто учит, и все, чему учат в школе, есть создание предыдущих коллективных усилий общества и основа его будущего. Учитель должен признать долговые обязательства перед прошлым и будущим и в меру их понимания строить свою практическую деятельность, «способствуя увеличению света, тепла и простора для жизни. Это воздействие, планомерно и целесообразно направленное, и есть воспитание».
В 1936 году С.А. Золотарев был арестован по необоснованному обвинению. В марте 1937 года был осуждён спецколлегией Ленинградского областного суда по статье 58, пункт 10, часть 1 (антисоветская агитация). Погиб в лагерях — дата (по одним данным — 1941, по другим — 1943 год) и место гибели точно не установлены. Реабилитирован в феврале 1990 года.
Благодарим Ю.А. Чубукову за прекрасную статью, опубликованную на сайте краеведения Ярославской области http://demetra.yar.ru/oblast/rybinskiy/persons/zolotarev_sa/ Наша информация во многом основана на упомянутой работе.

Основные работы:
Голос семьи о школе: (Выводы из ответов на вопросы, предложенных родителям учащихся педагогического отделения Русского литературного кружка в г. Риге). — Рига: Типо-литография В. П. Матвеева, 1900. — 60 с.

О преподавании родного языка и литературы. — М., 1909.

Теория словесности, иллюстрированная снимками с произведений архитектуры, скульптуры и живописи. — СПб. — Киев, 1911.

Очерки по истории педагогики на Западе и в России. — СПб., 1910; изд. 2 — Вологда, 1922.

Очерки по истории русской литературы. — СПб., 1912. (о Ф. И. Тютчеве, А. К. Толстом, А. А. Фете, А. Н. Майковом, Я. П. Полонском, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстом)

Синхростическая диаграмма по истории русской литературы и историко-литературная карта России (1661—1904 гг.). — Пг., 1916.
Литература:
Астафьев А. В., Астафьева Н. А. Братья Золотаревы // Писатели Ярославского края — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. — С. 204-205, 213-214. — 248 с. — 5000 э
При написании статьи были использованы материалы сайта:

http://demetra.yar.ru/oblast/rybinskiy/persons/zolotarev_sa/

Википедия

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев.

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы.
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей