Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





5.10.2024
На сайте размещена исправленная и значительно дополненная биографическая страничка гидротехника Ольги Владимировны Гамалей, учившейся в нашей школе в 1924-1929 гг.
23.9.2024
23 сентября в Музее истории школы К.Мая состоялась встреча с Александром Новиковым и Андреем Бызовым, внучатыми племянниками Павла Деппа - выпускника гимназии К.Мая 1916 г.
9.9.2024
На сайте размещена биографическая страничка Валентины Ивановны Зайончковской, учившейся в нашей школе в 1918-1920 гг.
8.9.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет статья о золотом медалисте выпуска 1916 года Василии Васильевиче Котельникове (1897-1927)




Падалка Дмитрий Константинович


Димитрий Константинович Падалка

11.02.1857 – после 1918 г.

православный законоучитель в гимназии К.Мая
в 1894/95 – 1917/18 гг.

Фотография: "Нива" №7 1909 г., С.139

Информационная страничка основана на докладе А.А. Бовкало «Церковная жизнь в гимназии Мая», опубликованном в сборнике материалов научно-практической конференции, посвященной 15-летию Музею истории школы К.Мая [1].
До 1917 года большую роль в жизни учебных заведений занимала религия. В гимназии Мая, как и в других гимназиях, было принято начинать день молитвой, но поскольку в первое время большинство учеников были немцами, здесь были свои особенности. «Общая молитва сначала была только немецкая (лютеранская), – вспоминал И. В. Петрашень, – а через несколько лет после моего поступления стала по некоторым дням применяться и русская – православная молитва. Немецкая молитва была занятнее: к фисгармонии, находившейся всегда в зале, торжественно садилась танте Агнесс, или, как называли ее школьники, Майша. Кто-нибудь из старших учеников (не обязательно немец, случалось и еврей) раскрывал книгу псалмов, выбирал полагающийся на этот день недели псалом, прочитывал стих, и затем вся школа (вернее, кто желал) в сопровождении фисгармонии в унисон пела этот стих. Затем прочитывался второй стих, пелся, прочитывался третий и т. д. в течение 4-5 минут. Здесь представлялась возможность малость поорать, а это уже хорошо» [2]. То же можно прочитать и в воспоминаниях Д.П. Семенова: «Перед началом учения каждый день происходила общая молитва в зале. Ввиду преобладания протестантов читал ее обыкновенно пастор, а затем все хором пели какой-нибудь хорал под аккомпанемент фисгармонии, за которую садился Отто.
Перед обедом и после него также читалась молитва иногда по-русски, иногда по-немецки кем-либо из учеников» [3].
Стремление К.И. Мая «привлечь к работе в своей школе как можно более квалифицированных педагогов» [4] касалось и законоучителей. В гимназии были православный, католический и лютеранский законоучители.
Во время празднования 50-летия гимназии законоучителем был протоиерей Димитрий Константинович Падалка.
Димитрий Константинович родился в семье священника Полтавской епархии в селе Каврая Золотоношского уезда Полтавской губернии. В 1873 году окончил Переяславское духовное училище, поступил в Полтавскую Духовную семинарию, курс которой завершил в 1879 г. В том же году поступил на Церковно-практическое отделение Киевской Духовной Академии и в 1883 году окончил её со степенью кандидата и средним баллом – 4,0. Был рукоположен во священника к Покровской церкви при Покровской общине сестер милосердия в Санкт-Петербурге, а с 1909 служил в Исаакиевском кафедральном соборе.
В 1904 г. за труды свои о.Димитрий был награждён орденом Св. Анны 3 степени [11].
29 октября 1906 он открыл торжественный акт по случаю 50-летия гимназии: «Празднуя ныне полувековой юбилей нашей школы, это редкое событие в жизни частного учебного заведения, – сказал он, – мы, собственно, празднуем честь и славу двух лиц, преемственно стоявших в школе Мая и руководивших ею в течение истекшего пятидесятилетия ее жизни. Это – К.И. Май, основавший нашу школу и управлявший ею более четверти века, и В.А. Кракау, продолживший его дело до конца прошедшего учебного года. (…). Сейчас проходят они перед нами как два гиганта педагогического труда, как два великих подвижника на святом поприще служения истинному благу ближнего. И славны они своею живою, искреннею любовью к малым сим и самоотверженною преданностью тому делу, которому служили здесь» [5]. 18 февраля 1914 года на заседании педсовета Д.К.Падалка выступил с докладом «О религиозно-нравственном воспитании», вызвавшим бурную дискуссию [6].
О семье о.Димитрия известно следующее – в браке с Александрой Ивановной Падалкой (ур. Лебедева) родились:
– Василий (30.11.1884 – 1957); 
– Александра (23.1.1886 – ?) – в замужестве Снисаренко;
– Константин (4.1.1888 – 5.1.1889); 
– Борис (24.07.1890 – 2.1.1929);
– Андрей (29.11.1894 – ?);
– Константин (4.6.1898 – ?).

Все дети родились в Санкт-Петербурге. Все сыновья о. Димитрия (кроме скончавшегося в младенчестве Константина-1) учились в гимназии К.Мая [3]. Старший сын Василий поступил во второй класс гимназии в 1896 году и закончил школу с золотой медалью в 1903 году [9], Борис поступил в приготовительный класс в 1898 году и закончил полный гимназический цикл обучения в 1911 году [10], Андрей поступил в первый класс в 1905 и окончил гимназию в 1914 г. и, наконец, младший сын Константин учился в школе К.Мая в 1908–1917 гг.

О Д.К. Падалке оставил воспоминания Л.В. Успенский:
«… с какого-то дня [я] просто перестал ходить на общую молитву. Я был первым учеником по Закону Божьему. Батюшка прождал неделю, другую и спросил меня на уроке: «Успенский, почему я не вижу Вас на утренней молитве?».
В том году мой брат увлекался историей средних веков. Он принес из библиотеки толстенную книгу Л. Карсавина «Средневековая религиозность». Я не терпел возле себя непрочитанных книг, раньше брата прочитал ее от корки до корки и так внимательно, что и сейчас помню и по-русски, и по-латыни даже некоторые приведенные в ней школярские песенки!
Начитавшись такой книги, я спокойно объяснил батюшке: «Видите ли, батюшка, мне довелось прочесть, что Блаженный Августин рекомендовал молиться лишь в тех случаях, когда в душе человека возникает порыв к молитве. Иначе — молитва будет пустым глаголанием...».
Отец Димитрий удивился такой моей римско-католической начитанности, покачал головой, спросил — откуда мне сие? Но спорить не стал. Однако на следующем уроке он снова во всеуслышание вернулся к этой теме:
— Я хочу Вам вот что сказать, Успенский... Блаженный Августин был спорно мягок в своих взглядах. Но вот Святой Бенедикт Нурсийский — тот полагал, и отразил это в своем монастырском уставе, что христианин обязан ежедневно упражняться в молитве, преодолевая человеческую слабость и понуждая себя возноситься духом к горе...
На следующий раз я подготовил уже высказывания по этому же вопросу не то Бернарда Клервоского, не то святого Франциска из Ассизи. Батюшка покрыл меня мнением Клервоского же, но Бенедикта. И так мы с ним препирались чуть ли не на протяжении целой четверти, если не больше. И я стоял на своем, и он стоял на своем, и ни разу наши разногласия не отразились на моей исконной пятерке в четверти. И ни разу батюшка не позволил себе осадить меня каким-нибудь резким окриком, вроде: «Да что Вы, Успенский, плетете! Скажите просто — лень мне стоять на молитве. А я Вам скажу: извольте стоять!».
Нет, он, батюшка, придравшись к такой возможности, довольно умно, остро и осведомленно говорил на этих уроках и о католицизме в целом, и о католическом монашестве, и об аскетизме, и о его неприятии... И, безусловно, все это объяснялось не просто личными свойствами этого умного и образованного священника, а тем, что сама наша гимназия, в лице своих и директора, и попечительского совета, и педагогического совета, отыскивала и приглашала на работу к себе именно таких учителей.
Было почти правилом: майские педагоги являлись составителями известных, изучавшихся во всех передовых школах учебников» [7]. Также и о. Димитрий в 1915 году издал учебник Закона Божия [8].

И ещё один отрывок из воспоминаний выпускника нашей школы 1920 года Владимира Владимировича Скорчеллетти (17.05.1902 – 07.11.1984) [12]: «… А в те времена под пасху все ученики и ученицы обязаны были говеть. Именно обязаны. Мы, наша гимназия, говели в Исаакиевском соборе, ибо наш законоучитель был протоиерей этого собора. Законоучителей у нас было собственно два. Один – Яблонский – диакон Исаакиевского собора. Он занимался с учениками до третьего класса, а потом действовал на нас протоиерей Падалка. Вот чем объяснялась наша связь с Исаакиевским собором.
… В первый день занятий у нас был урок Закона Божьего. Преподавал его протоиерей Исаакиевского собора, имеющий "палицу" (знак отличия для священнослужителей – вышитый ромб) Падалка. Сухой, с "иноческим" складом и телесным и, вероятно, духовным. Он был очень худ, с лицом коричневого цвета. Сгибающийся торс, такой, как будто у него не было скелета, обычного у людей. Торс, сгибающийся просто по кругу, как колесо. Должно быть это достигается долгим и большим упражнением. Губы белые, руки маленькие. Когда он был взволнован, то, согнув пальцы внутрь на обеих руках, он быстро тер ногти одной руки по ногтям другой. Я чувствовал большую неприязнь к этой манере.
И вот, поп Падалка, или как мы его называли, выговаривая оба слова слитно, – Поппадалка, начал урок так:
 – Вы, конэчно, всэ ропщэтэ на Господа Бога. И говоритэ в душэ своэй: Господи, как было бы хорошо, если бы всэ эти, так называемые рэволюционэры, были соврэменно повэшэны! Но нэ робщитэ... И т.д.
Помню, как неловко и как противно было нам слушать это пастырское высказывание. Но, к стыду нашему, мы только переглядывались и никто не посмел, никто не решился ответить Падалке так, как это было нужно. Но дома мы все рассказали своим родителям, и назавтра к директору Александру Лаврентьевичу пришла депутация от родителей. Они потребовали, чтобы Падалка не смел больше выступать перед учениками с такими заявлениями. Если это не будет выполнено, то ВСЕ дети будут взяты из гимназии. Заявление подействовало, и больше Падалка никак не комментировал происходящего. И вообще он весной уехал. Куда – мы не знали. Гораздо позже кто-то мне рассказывал, что он как будто бы был знаменит у белых, у гетмана Скоропадского, во время гражданской войны».

Источники:
1. А.А. Бовкало. Церковная жизнь в гимназии Мая. Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Музею истории школы К.Мая, Труды СПИИРАН, СПб, 2012. С.152–168.
2. И.В. Петрашень и его семья: страницы прошлого/ Сост. Е.М. Ледовская. – СПб.: Изд-во Музея-института семьи Рерихов, 2011. С.62.
3. Благово Н.В. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. Ч. I. СПб., 2005. С. 119
4. Там же. С. 61.
5. Там же. С. 268-269.
6. Подробнее: Благово Н. В. Ук. соч. С. 300-301.
7. Там же. С. 378-379.
8. Падалка Д., протоиерей. Закон Божий. Православно-христианское вероучение. Курс II класса учительских институтов и VII класса гимназий М. Н. Просвещения, составленный по программе, утвержденной 15 июля – 18 августа 1910 г. Св. Синодом. Пг., 1915.
9. ЦГИА СПб ф.14 оп.3 д.50332
10. ЦГИА СПб ф.14 оп.3 д. 63337
11. ЦГИА СПб ф.144 оп.2 д. 72
12. Рукописные воспоминания В. В. Скорчеллетти. Фамильный архив семьи Скорчеллетти

Биографическая страничка подготовлена М.Т. Валиевым (Санкт-Петербург) ©
04.04.2022

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «М.Т. Валиев. Биографическая страничка Дмитрия Константиновича Падалки – URL: http://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=3824 (дата обращения)»  

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы
























2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей