Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Новости        Музей        Гостевая книга        Контакты       

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856 - 1918     1918 - 1937     1937 - 1944     1944 - 2009    
Педагоги. Годы работы



Периоды:










Павел Игнатьевич Рогов

11.03.1833 – 21.05.1892

выдающийся педагог

вице-председатель Фребелевского Общества

ученик и последователь К.Мая
преподавал историю и русский язык в школе К.Мая



.
.



Биографическая страничка воспроизводит исчерпывающе подробный материал, подготовленный  И. Давидовичем для Русского биографического словаря (Ред. Т.Рейтерн – Рольцберг, СПб., 1913 г.): 

«Рогов, Павел Игнатьевич, педагог, воспитатель, инспектор классов 1-го Кадетского Корпуса; происходил из обер-офицерских детей, родился 11-го марта 1833 г., умер 21-го мая 1892 г., в Петербурге.  Учился первоначально в Благовещенском Приходском, а затем в Сампсониевском Уездном Училищах, среднее образование получил в Третьей Петербургской Гимназии, откуда поступил в С.-Петербургский Университет на разряд естественных наук физико-математического Факультета и пробыл там до 1855 г., когда окончил курс со степенью кандидата. Тогда было время активного обсуждения педагогических вопросов, в нашем передовом обществе, и Рогов, чувствуя стремление к деятельности педагогической, бросил свою специальность и стал учителем русского языка и истоpии в частных учебных заведениях, преимущественно в женских.

В самом начале его учительской деятельности, по словам самого Рогова, руководителем. и наставником, его сделался К.И.Май, директор частной Гимназии в Петербурге. Под обаянием этой школы из Рогова выработался прекрасный учитель-воспитатель, который умел пробудить в учениках coзнание собственного достоин­ства, умел и сам быть человеком в отношении них и их учил быть людьми. Гуманность проявлялась у него во всем. В то время yмели ценить преподавате­лей и выдвигали их. Качества молодого учителя стали известны Императрице, и 2-го января 1865 г. он был назначен инспектором классов во вновь откры­тый Александровский Орловский Институт. Здесь Рогов всецело отдался ра­боте. Столкнувшись лицом к лицу с практикой воспитательного дела, он в это время выработал в себе тот взгляд на вocпитание молодежи, кото­рому оставался верен до гробовой доски. По своим убеждениям и по своему об­разу действий Рогов был горячим поборником гуманного воспитания. Он принадлежал к той плеяде педагогов-новаторов, которые воспитывались под влиянием статей Пирогова, Редкина, Ушинскаго, Стоюнина и других педа­гогов, до конца жизни оставаясь верным симпатичным заветам своих учителей. В Орле Рогов оставался недолго: 13-го августа 1866 г. он, по прошению, был уволен от должности в Институте и назначен инспектором классов, в Орловский Бахтина Кадетский Корпус. Бывший помощник генерал-адъютанта Исакова, генерал Корсаков, объезжая провинциальные кадетские корпуса, обратил внимание на Рогова и пригласил его на службу по военно-учеб­ному ведомству в Петербург. С тех пор, в продолжении 20 лет, Рогов отдался воспитательной деятельности в военно-учебных заведениях. 10-го сен­тября 1866 г. он поступил воспитателем в 1-ую С.-Петербургскую Военную Гимназию, где тогда был директором К. И. Баумгартен, 2-го октября 1867 г. был утвержден в должности помощ­ника инспектора классов, с августа 1871 г. преподавал там же историю, а 20-го августа 1873 г. назначен на службу во 3-ю С-Петербургскую Военную Гимназию инспектором классов. Здесь Рогов работал вместе и под руководством О.К. Дитерихса; с 8-го июня по 15-е августа 1875 г. он исправлял должность директора Корпуса, 6-го августа 1878 г. назначен был чиновником для поручений VII класса при начальнике Главного Управления военно-учебных заве­дений, а 1-го октября 1878 г. снова на­значен в 1-ую Военную Гимназию инспектором. классов, в каковой должно­сти и состоял до самой смерти. 30-го августа 1880 г. Рогов был награжден, орденом св. Владимира 3-й степени, 15-го мая 1883 г. произведён в действительные статские советники, около 1890 года принимал участие в Комиссии по составлению общей программы ведения внеклассных занятий. 

Помимо деятельно­сти по военно-учебным заведениям, Ро­гов много работал на пользу Фребелевского Общества, состоявшего под покровительством Великой Княгини Екатерины Михайловны: в продолжение 11 лет, с 1876 по 1887 г., он состоял членом Coвета, а последние семь лет вице-председателем этого Общества, основанного в 1870 г. по инициативе Редкина, Воро­нова и Паульсона; шесть лет Рогов заведовал педагогическими курсами фребеличек, девять лет под его непосредственным руководством рассматривались рукописи детских рассказов, представляемых на конкурс Фребелевского Общества, и издавались премированные рассказы. Он же составил исторический очерк первого десятилетия деятельности Общества и последующего затем пятилетия. Еще раньше, в 1873 г., будучи членом Императорского Русского Техни­ческая Общества, Рогов собрал между Фабрикантами и заводчиками средства на школу для рабочих и их детей и организовал учебную часть в открытых Техническим Обществом школах для рабочих и их детей при Васильев­ском гильзовом заводе и в течение года заведовал этими школами. В 1874 году он устроил учебную часть в приюте Литейно-Таврического Кружка и три года руководил учебными занятиями в приюте.
 Немало работал он и для Патриотического Общества. В ка­честве члена Совещательного Комитета, Рогов, по желанно Великой Княгини Ека­терины Михайловы, в течение 14 лет, с 1878 г. до самой смерти, объезжал все школы Общества, присутствовал на экзаменах, писал отчеты об учебном деле, в заседаниях Общества, в от­сутствие председателя, занимал его место. Наконец, имя Рогова тесно связано с процветанием Педагогического Музея Военно-Учебных Заведений— этой об­щенародной русской аудитории. Начиная с 1872 г., с открытия народных чтений в Соляном Городке, он был пра­вою рукою В. П. Коховского. По 1886 г. Рогов исполнял обязанности товарища председателя Постоянной Комиссии Музея, принимая самое деятельное участие по составлению, произношению народных чтений в аудитории Музея и по их изданию и сам читал публичные лекции по куль­туре древнего Египта; председательство­вал, когда Коховский был болен или отсутствовал, участвовал в прениях, в Комиссиях, в Комитетах. По его инициативе в течение трех лет(1876— 1878 г.г.) издавался педагогический журнал «Педагогический Музей», посвященный обзору книг и учебников, а также педагогических журналов как русских, так и иностранных. Один год Рогов быль редактором этого журнала, а последние два года и издателем, но, под влиянием громовых статей Леон­тьева и Каткова, интерес ко всяким педагогическим новшествам в русском обществе ослабел, в «Педагогический Музей» не вошел. Всю свою жизнь Ро­гов оставался верным самому себе, тем взглядам и убеждениям, с которыми он вступил на тяжелое педагогиче­ское поприще. Необыкновенная энергия, последовательность в проведении тех или других принципов, всегда проникнутых гуманностью и любовью к истине, строгая требовательность к самому себе, прямота и честность в отношениях к окружающим людям — таковы характер­ные черты личности Рогова. Вот как он говорит о себе в своей речи в день празднования его 25-летней служебной деятельности в 1882 г.:
«Как идеалист и теоретик, я предъявлял к жизни и людям требования неосуществимые, я глубоко и искренно верил в прогресс, преклонялся пред уважением в каждом человеке его человеческой лично­сти; я твердо убежден, что где нет законности, нет успеха, — там, не уважается личность; где не уважается личность, там нет последовательного, постепенного прогресса, необходимого для благополучной жизни общества, для здорового его развития».... … «Я обладаю крупным недостатком: я не умею относиться рассудочно к моим обязанностям; я отношусь к ним чувством». Рогов не был только добросовестным исполнителем своих обязанностей: в каждое дело, за которое он брался, он вкладывал свою душу, сроднялся с ним, принимал близко к сердцу его интересы. Как учитель и воспитатель, он постоянно внушал своим ученикам любовь к знанию, развивал в них чувство долга и предостерегал их от легкомыслия, верхоглядства и стремления к карьере. Как сослуживец, он был живым примером честного отношения к делу, а как общественный деятель, являлся стойким борцом за идею. При всех своих достоинствах Рогов отличался редкой скромностью. Он всегда старался отыскивать всякие пробелы в своем знании и очень удивлялся, если кто-нибудь считал его начитанным, знающим, всесторонне образованным человеком, каким он на самом деле и был.  

Рогову принадлежать следующие труды:
«О каменноугольной почве и месторождении каменного угля в Рoccии», сочинение, написанное им в Университете, на третьем курсе, на заданную тему и удостоенное почетного отзыва;
"Описание Костромской губернии в историческом и географическом отношениях», C-Пб. 1871 г.;
«Татарский погром и Св. благоверный великий князь Александр Невский». Чтение 2-е и 3-е, С.-Пб. 1872 г.; изд. 2-е, С.-П6. 1874 г.; изд. 3-е, С.-П6. 1880 г.; изд. 4-е, С.-Пб. 1890;
«Рассказы из Отечественной Истории. Рассказ первый. О смутном времени на Руси», С.-П6. 1872 г.; изд. 2-е, С.-Пб. 1874 г.; изд. 3-е, С-Пб. 1880 г.; изд. 4-е, С.-Пб. 1890 г.;
«Александр I Благословенный», С-Пб.1873 г.;
«Св. Кирилл и Мефодий, просветители славян («Труды Комиссии педагогического отделения Музея прикладных знаний по составлению чтений для народа»), С.-Пб. 1874 г.; изд. 2-е (Выпуск 2 «Народной Библиотеки»), С-Пб. 1880 г.; изд. 3-е (Н. Г. Мартынова), С.-Пб. 1885 г.;
«Начало Руси и Владимир Святой. Рассказ из Отечественной Истории» («Труды Ком. педагогич. отделения Музея прикл. знаний по составлению чтений для народа»), С-Пб. 1874 г.; изд. 2-е (Выпуск 1 «Народной Библиотеки», изд. Н. Г.Мартынова);
 «Императрица Екатерина II» («Труды Ком. педагогич. отдел. Музея прикл. знаний по составлению чтений для народа». Рассказы по Отечественной Истории), С.-Пб. 1874 г.; изд. 2-е, C.-П6. 1890 г.;
«В. П. Коховский. Речь, произнесенная в торжественном собрании члеповъ Педагогического Музея 1-го декабря 1891 г.» (Оттискъ изъ «Русской Старины», 1892 г., январь), С-Пб. 1892 г.;
«Из воспоминаний старого воспитателя» («Русская Школа» 1892 г., № 9, стр. 54—67),—статья, посвященная памяти А. Я. Горда и представляющая только начало работы, которую Рогов имел в виду продолжить и закончить. Здесь в значительной степени обрисовываются педагогические взгляды и симпатии автора этих воспоминаний. 
Кроме того, Рогов печатал мелкие рецензии о книгах в названном выше «Педагогическом Музее» и «Педагогичесском Листке», издававшемся при «Детском Чтении»(1879г.). 

Источники:
1.  Послужной список за 1890 г.;
2.  Д.Д. Семенов. П.И. Рогов, как воспитатель («Русская Школе» 1892 г., № 10, октябрь, стр. 32—45); 3. «Всемирная Иллюстрация» 1892 г., № 24 (1320), стр. 435; «Петерб. Листок» 1892 г., 76 140;
4. «Исторический Вестникъ» 1892 г., т. XLIX, Июль, стр. 231;
5. «Библиографические Записки», 1892 г., Л- 9, стр. бО; «Новое Время» 1892 г, № 6831;
6.  Н. М. Аничков, Историческая записка 50-летия третьей С.-Петербургской Гииназии, С.-Пб. 1873 г., приложение III, списки окончивших курс в Гимназии, стр. 60;
7.  В. В. Григорьев, С.-Петербургский Университет в течение первых 60 лет, С-Пб. 1870 г., стр. XLIX и С;
8. «Педагогический Листок» (при «Детском Чтении) 1876 г., № 2, стр. 130—131;
9. «Голос» 1873 г., № 328; "Народная Школа» 1876 г., № 11, стр. 75—76, 78.  

Составил И. Давидович». 




Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


10.11 29 октября 1820 г. по старому стилю - День рождения основателя нашей школы Карла Ивановича Мая

12.11 День рождения исследователя Арктики, д.геогр.наук, почетного полярника, 

28.11 День рождения бывшего ученика нашей школы, академика АН СССР, Дмитрия Сергеевича Лихачёва

04.12 День рождения бывшего ученика и педагога нашей школы, чл.-корр. СПб АН, О.Д.Хвольсона.

09.12 День рождения выпускника нашей школы, революционера, члена ЦК партии меньшевиков А.Э.Дюбуа

12.12 30 ноября по старому стилю - День рождения выпускника нашей школы, русского художника К.А.Сомова


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей
Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Музей        Гостевая книга        Контакты