Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:










Павел Игнатьевич Рогов

11.03.1833 – 21.05.1892

выдающийся педагог

вице-председатель Фребелевского Общества

ученик и последователь К.Мая
преподавал историю и русский язык в школе К.Мая



.
.



Биографическая страничка воспроизводит исчерпывающе подробный материал, подготовленный  И. Давидовичем для Русского биографического словаря (Ред. Т.Рейтерн – Рольцберг, СПб., 1913 г.): 

«Рогов, Павел Игнатьевич, педагог, воспитатель, инспектор классов 1-го Кадетского Корпуса; происходил из обер-офицерских детей, родился 11-го марта 1833 г., умер 21-го мая 1892 г., в Петербурге.  Учился первоначально в Благовещенском Приходском, а затем в Сампсониевском Уездном Училищах, среднее образование получил в Третьей Петербургской Гимназии, откуда поступил в С.-Петербургский Университет на разряд естественных наук физико-математического Факультета и пробыл там до 1855 г., когда окончил курс со степенью кандидата. Тогда было время активного обсуждения педагогических вопросов, в нашем передовом обществе, и Рогов, чувствуя стремление к деятельности педагогической, бросил свою специальность и стал учителем русского языка и истоpии в частных учебных заведениях, преимущественно в женских.

В самом начале его учительской деятельности, по словам самого Рогова, руководителем. и наставником, его сделался К.И.Май, директор частной Гимназии в Петербурге. Под обаянием этой школы из Рогова выработался прекрасный учитель-воспитатель, который умел пробудить в учениках coзнание собственного достоин­ства, умел и сам быть человеком в отношении них и их учил быть людьми. Гуманность проявлялась у него во всем. В то время yмели ценить преподавате­лей и выдвигали их. Качества молодого учителя стали известны Императрице, и 2-го января 1865 г. он был назначен инспектором классов во вновь откры­тый Александровский Орловский Институт. Здесь Рогов всецело отдался ра­боте. Столкнувшись лицом к лицу с практикой воспитательного дела, он в это время выработал в себе тот взгляд на вocпитание молодежи, кото­рому оставался верен до гробовой доски. По своим убеждениям и по своему об­разу действий Рогов был горячим поборником гуманного воспитания. Он принадлежал к той плеяде педагогов-новаторов, которые воспитывались под влиянием статей Пирогова, Редкина, Ушинскаго, Стоюнина и других педа­гогов, до конца жизни оставаясь верным симпатичным заветам своих учителей. В Орле Рогов оставался недолго: 13-го августа 1866 г. он, по прошению, был уволен от должности в Институте и назначен инспектором классов, в Орловский Бахтина Кадетский Корпус. Бывший помощник генерал-адъютанта Исакова, генерал Корсаков, объезжая провинциальные кадетские корпуса, обратил внимание на Рогова и пригласил его на службу по военно-учеб­ному ведомству в Петербург. С тех пор, в продолжении 20 лет, Рогов отдался воспитательной деятельности в военно-учебных заведениях. 10-го сен­тября 1866 г. он поступил воспитателем в 1-ую С.-Петербургскую Военную Гимназию, где тогда был директором К. И. Баумгартен, 2-го октября 1867 г. был утвержден в должности помощ­ника инспектора классов, с августа 1871 г. преподавал там же историю, а 20-го августа 1873 г. назначен на службу во 3-ю С-Петербургскую Военную Гимназию инспектором классов. Здесь Рогов работал вместе и под руководством О.К. Дитерихса; с 8-го июня по 15-е августа 1875 г. он исправлял должность директора Корпуса, 6-го августа 1878 г. назначен был чиновником для поручений VII класса при начальнике Главного Управления военно-учебных заве­дений, а 1-го октября 1878 г. снова на­значен в 1-ую Военную Гимназию инспектором. классов, в каковой должно­сти и состоял до самой смерти. 30-го августа 1880 г. Рогов был награжден, орденом св. Владимира 3-й степени, 15-го мая 1883 г. произведён в действительные статские советники, около 1890 года принимал участие в Комиссии по составлению общей программы ведения внеклассных занятий. 

Помимо деятельно­сти по военно-учебным заведениям, Ро­гов много работал на пользу Фребелевского Общества, состоявшего под покровительством Великой Княгини Екатерины Михайловны: в продолжение 11 лет, с 1876 по 1887 г., он состоял членом Coвета, а последние семь лет вице-председателем этого Общества, основанного в 1870 г. по инициативе Редкина, Воро­нова и Паульсона; шесть лет Рогов заведовал педагогическими курсами фребеличек, девять лет под его непосредственным руководством рассматривались рукописи детских рассказов, представляемых на конкурс Фребелевского Общества, и издавались премированные рассказы. Он же составил исторический очерк первого десятилетия деятельности Общества и последующего затем пятилетия. Еще раньше, в 1873 г., будучи членом Императорского Русского Техни­ческая Общества, Рогов собрал между Фабрикантами и заводчиками средства на школу для рабочих и их детей и организовал учебную часть в открытых Техническим Обществом школах для рабочих и их детей при Васильев­ском гильзовом заводе и в течение года заведовал этими школами. В 1874 году он устроил учебную часть в приюте Литейно-Таврического Кружка и три года руководил учебными занятиями в приюте.
 Немало работал он и для Патриотического Общества. В ка­честве члена Совещательного Комитета, Рогов, по желанно Великой Княгини Ека­терины Михайловы, в течение 14 лет, с 1878 г. до самой смерти, объезжал все школы Общества, присутствовал на экзаменах, писал отчеты об учебном деле, в заседаниях Общества, в от­сутствие председателя, занимал его место. Наконец, имя Рогова тесно связано с процветанием Педагогического Музея Военно-Учебных Заведений— этой об­щенародной русской аудитории. Начиная с 1872 г., с открытия народных чтений в Соляном Городке, он был пра­вою рукою В. П. Коховского. По 1886 г. Рогов исполнял обязанности товарища председателя Постоянной Комиссии Музея, принимая самое деятельное участие по составлению, произношению народных чтений в аудитории Музея и по их изданию и сам читал публичные лекции по куль­туре древнего Египта; председательство­вал, когда Коховский был болен или отсутствовал, участвовал в прениях, в Комиссиях, в Комитетах. По его инициативе в течение трех лет(1876— 1878 г.г.) издавался педагогический журнал «Педагогический Музей», посвященный обзору книг и учебников, а также педагогических журналов как русских, так и иностранных. Один год Рогов быль редактором этого журнала, а последние два года и издателем, но, под влиянием громовых статей Леон­тьева и Каткова, интерес ко всяким педагогическим новшествам в русском обществе ослабел, в «Педагогический Музей» не вошел. Всю свою жизнь Ро­гов оставался верным самому себе, тем взглядам и убеждениям, с которыми он вступил на тяжелое педагогиче­ское поприще. Необыкновенная энергия, последовательность в проведении тех или других принципов, всегда проникнутых гуманностью и любовью к истине, строгая требовательность к самому себе, прямота и честность в отношениях к окружающим людям — таковы характер­ные черты личности Рогова. Вот как он говорит о себе в своей речи в день празднования его 25-летней служебной деятельности в 1882 г.:
«Как идеалист и теоретик, я предъявлял к жизни и людям требования неосуществимые, я глубоко и искренно верил в прогресс, преклонялся пред уважением в каждом человеке его человеческой лично­сти; я твердо убежден, что где нет законности, нет успеха, — там, не уважается личность; где не уважается личность, там нет последовательного, постепенного прогресса, необходимого для благополучной жизни общества, для здорового его развития».... … «Я обладаю крупным недостатком: я не умею относиться рассудочно к моим обязанностям; я отношусь к ним чувством». Рогов не был только добросовестным исполнителем своих обязанностей: в каждое дело, за которое он брался, он вкладывал свою душу, сроднялся с ним, принимал близко к сердцу его интересы. Как учитель и воспитатель, он постоянно внушал своим ученикам любовь к знанию, развивал в них чувство долга и предостерегал их от легкомыслия, верхоглядства и стремления к карьере. Как сослуживец, он был живым примером честного отношения к делу, а как общественный деятель, являлся стойким борцом за идею. При всех своих достоинствах Рогов отличался редкой скромностью. Он всегда старался отыскивать всякие пробелы в своем знании и очень удивлялся, если кто-нибудь считал его начитанным, знающим, всесторонне образованным человеком, каким он на самом деле и был.  

Рогову принадлежать следующие труды:
«О каменноугольной почве и месторождении каменного угля в Рoccии», сочинение, написанное им в Университете, на третьем курсе, на заданную тему и удостоенное почетного отзыва;
"Описание Костромской губернии в историческом и географическом отношениях», C-Пб. 1871 г.;
«Татарский погром и Св. благоверный великий князь Александр Невский». Чтение 2-е и 3-е, С.-Пб. 1872 г.; изд. 2-е, С.-П6. 1874 г.; изд. 3-е, С.-П6. 1880 г.; изд. 4-е, С.-Пб. 1890;
«Рассказы из Отечественной Истории. Рассказ первый. О смутном времени на Руси», С.-П6. 1872 г.; изд. 2-е, С.-Пб. 1874 г.; изд. 3-е, С-Пб. 1880 г.; изд. 4-е, С.-Пб. 1890 г.;
«Александр I Благословенный», С-Пб.1873 г.;
«Св. Кирилл и Мефодий, просветители славян («Труды Комиссии педагогического отделения Музея прикладных знаний по составлению чтений для народа»), С.-Пб. 1874 г.; изд. 2-е (Выпуск 2 «Народной Библиотеки»), С-Пб. 1880 г.; изд. 3-е (Н. Г. Мартынова), С.-Пб. 1885 г.;
«Начало Руси и Владимир Святой. Рассказ из Отечественной Истории» («Труды Ком. педагогич. отделения Музея прикл. знаний по составлению чтений для народа»), С-Пб. 1874 г.; изд. 2-е (Выпуск 1 «Народной Библиотеки», изд. Н. Г.Мартынова);
 «Императрица Екатерина II» («Труды Ком. педагогич. отдел. Музея прикл. знаний по составлению чтений для народа». Рассказы по Отечественной Истории), С.-Пб. 1874 г.; изд. 2-е, C.-П6. 1890 г.;
«В. П. Коховский. Речь, произнесенная в торжественном собрании члеповъ Педагогического Музея 1-го декабря 1891 г.» (Оттискъ изъ «Русской Старины», 1892 г., январь), С-Пб. 1892 г.;
«Из воспоминаний старого воспитателя» («Русская Школа» 1892 г., № 9, стр. 54—67),—статья, посвященная памяти А. Я. Горда и представляющая только начало работы, которую Рогов имел в виду продолжить и закончить. Здесь в значительной степени обрисовываются педагогические взгляды и симпатии автора этих воспоминаний. 
Кроме того, Рогов печатал мелкие рецензии о книгах в названном выше «Педагогическом Музее» и «Педагогичесском Листке», издававшемся при «Детском Чтении»(1879г.). 

Источники:
1.  Послужной список за 1890 г.;
2.  Д.Д. Семенов. П.И. Рогов, как воспитатель («Русская Школе» 1892 г., № 10, октябрь, стр. 32—45); 3. «Всемирная Иллюстрация» 1892 г., № 24 (1320), стр. 435; «Петерб. Листок» 1892 г., 76 140;
4. «Исторический Вестникъ» 1892 г., т. XLIX, Июль, стр. 231;
5. «Библиографические Записки», 1892 г., Л- 9, стр. бО; «Новое Время» 1892 г, № 6831;
6.  Н. М. Аничков, Историческая записка 50-летия третьей С.-Петербургской Гииназии, С.-Пб. 1873 г., приложение III, списки окончивших курс в Гимназии, стр. 60;
7.  В. В. Григорьев, С.-Петербургский Университет в течение первых 60 лет, С-Пб. 1870 г., стр. XLIX и С;
8. «Педагогический Листок» (при «Детском Чтении) 1876 г., № 2, стр. 130—131;
9. «Голос» 1873 г., № 328; "Народная Школа» 1876 г., № 11, стр. 75—76, 78.  

Составил И. Давидович». 




Дополнительные материалы:


Фотолетопись:



























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей