Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





19.4.2021
На сайте размещены биографические странички участниц Великой Отечественной войны: Екатерины Николаевны Миллер (в зам. Дарсавелидзе), Киры Михайловны Сарычевой, Нины Алексеевны Фафакиной
19.4.2021
На сайте размещена биографическая страничка д.м.н., профессора, участника Великой Отечественной войны Теодора Яковлевича Хвиливицкого, учившегося в нашей школе в 1918-1919 гг.
14.4.2021
На сайте размещены биографические странички: землемера Виктора Владимировича Баумана, учившегося в РУ К.Мая в 1917-1918 гг., механика Сигизмунда Францевича Литвиновича, художника-графика Алексея Алексеевича Ушина, учившегося в нашей школе в 1918-1919 г.
13.4.2021
13 апреля 2021 г. в 10 ч. 30 мин. в помещении Музея истории школы К.Мая состоялось ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ, ПОСВЯЩЁННОЙ БЫВШЕМУ УЧЕНИКУ ШКОЛЫ К. МАЯ, ПОЧЁТНОМУ ГРАЖДАНИНУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА АКАДЕМИКУ Д.С.ЛИХАЧЁВУ




Шнейдер Эмиль

31.10.1821 – 17.12.1908

преподаватель
физики и математики


 

Эмиль Густав Ойген Шнейдер (Emil Gustav Eugen Schneider) родился в предместьях Бадена в Шуттерне (Schuttern) 31 октября 1821 г. [1]. Высшее образование получил в Дерптском университете, который окончил в 1847 г. со званием кандидата.
Первоначально работал в России домашним учителем, позднее, с 23.02.1857 по 1883 был наставником и преподавателем физики в Императорском Училище правоведения. На этот период приходится и работа учителем математики в школе К.Мая. Член правления Российского Общества пароходства и торговли. Дослужился до чина действительного статского советника.
Был женат на Екатерине Елизавете Кемпер (Katharina Elis. Kemper), скончавшейся 20.03.1894 в С.-Петербурге в возрасте 54-х лет.
Сам Эмиль Шнейдер дожил до преклонного возраста и скончался в С.-Петербурге 17 декабря 1908 г.
В памяти учеников этот педагог остался как неординарная и сильная личность. Один из первых учеников гимназии К.Мая Роберт Тишбейн в своих воспоминаниях, опубликованных в юбилейном сборнике [3], пишет:
«…Из учителей старших классов самая оригинальная личность был преподаватель математики Эмиль Шнейдер – гроза учеников; появилась даже особая болезнь febris Schneideriani, горячий, вспыльчивый, но не злопамятный, бывало обругает нас, но тотчас и забудет.
Высокий, без усов, с бакенами и волосами пепельного цвета, в очках, он постоянно волновался и суетился.
Не могу воздержаться, чтобы не рассказать несколько выходок нашей грозы.
Раз, придя в класс, начал спрашивать урок; спрашивает одного – не знает, второго – тоже не знает, третьего – тот же результат; тогда наш Шнейдер, как бомба, вылетает из класса, через некоторое время входит в класс, таща за руку Карла Ивановича, который на голову ниже его, указывает на нас, несчастных, и восклицает: «Полюбуйся на этих лентяев, я им больше не учитель», сказал и, влача за собою Карла Ивановича, опять исчезает. Так мы целый час и просидели без нашего учителя, а из окна любовались, как он громадными шагами разгуливал по двору с Карлом Ивановичем и сильно жестикулируя разговаривал с ним.
На следующий урок пришёл и, как будто ничего не бывало, продолжал с нами заниматься.
Другой раз пришёл в класс, сел на стул, но не выдержал стул нашего математика, и вместе с ним полетел на пол, так что только ноги видны были. Известно, при таком зрелище весь класс разразился гомерическим хохотом, смеялся от души и Шнейдер. Сторож принёс другой стул, Шнейдер хватил его мощной рукой и трах об пол, стукнул так, что ножки разлетелись, та же участь постигла второй и третий, пока не нашёлся достаточно крепкий. (К следующему уроку был приготовлен стул таких солидных размеров, что молодой слон мог бы сесть на нём без опасности провалиться.)
Наконец, все успокоились, урок начался, как вдруг один из учеников опять захихикал. «Это что такое?» – крикнул Шнейдер, – «все мы смеялись как благородные люди, а теперь ты, негодяй, осмелился опять засмеяться, это пахнет улицей (Dass riecht nach der Strasse), вон из класса! Чтобы духу твоего не было, не будь я Эмиль Шнейдер, если опять войдёшь». Вышел несчастный хохотун, но на этом рассвирепевший математик не успокоился, бросил гневный взгляд на лежавшие книги провинившегося и крикнул одному из нас: «Выбрось вслед за негодяем книги (Wirf dem Elenden die Bücher nach)». Приказание было исполнено, и книги полетели за двери.
На следующем уроке, известно, весь гнев прошёл, всё было забыто, и грешник был опять принят в класс.
Однажды явился к нам в старший класс новый ученик, сын богатого коммерсанта, с довольно солидным видом, с усиками. Шнейдер обращался с ним изысканно вежливо, на вы (нас, старых учеников, до старшего класса патриархально тыкали). Спрашивает: «Объясните мне значение π». Но лицо нового коллеги нашего изобразило полное недоумение.
Как, ты не знаешь, что такое π, и дерзнул придти ко мне в старший класс? – крикнул Шнейдер, уже без всякой вежливости переходя на ты, – вон отсюда!»
И так, сколько помню, новый ученик и не был принят.
Один из учеников жаловался своему отцу, что Шнейдер запугивает учеников своей резкостью. Отец, хороший знакомый Карла Ивановича, поговорил с ним, а последний вероятно уговорил Шнейдера быть помягче, но, увы, результат вышел совершенно неожиданный.
На следующем уроке Шнейдер спрашивает жаловавшегося ученика: «Ты на меня жаловался?» Тот что-то промямлил. – «Хорошо, с сегодняшнего дня, как ни старайся, больше двойки ни за познания, ни за поведение не получишь». Так что охота жаловаться вероятно прошла.
Но бывало, что наш Шнейдер был в милостивом расположении духа и доволен нами, тогда требовал журнал с отметками и всем прибавлял по баллу.
Хотя Шнейдер был учителем математики, но требовал, чтобы некоторые задачи переписывались каллиграфически, причём отметки ставились за красивое писанье.
Раз один из нас особенно постарался и ожидал получить пятёрку, но требовательный Шнейдер поставил лишь четвёрку.
«Как, только четвёрку?» – спросил постаравшийся удивленно обиженным тоном. – «Что-о-о? – крикнул грозный математик, – тройку, двойку, единицу – вон из класса!»
Товарищи мои вероятно помнят ещё много подобных выходок, но будет и этих.
Несмотря на свои причуды, Шнейдер был прекрасный преподаватель, следил за тем, чтобы мы вполне усваивали разные правила и доказательства, а не зубрили их без толку. Только впоследствии, занимаясь высшей математикой, я вполне оценил тот фундамент, который он положил в нас. Когда я перед поступлением в высшее техническое училище за границей брал частные уроки, то мой учитель не говорил мне: «Вы хорошо подготовлены», а «у Вас вероятно был прекрасный преподаватель». Помню, что Шнейдер одного из нас часто посылал на кухню за репой или картофелем, чтобы из них вырезывать разные конусы и пирамиды для лучшего нам объяснения».


Источники:
1. http://212.114.133.101/amburger/index.php?id=42492
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Русское_общество_пароходства_и_торговли
3. Р. Тишбейн. Воспоминания старого Майского жука с 1856 по 1864 год. Сб. «Пятидесятилетие школы К.И. Мая», С.-Петербург, Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1907.
4. Список гражданских чинов 4-го класса, 1894, стр. 280
5. St.Pbg.ev.Sonnt.Bl. – С.-Петербургский евангелический воскресный листок за 1894, № 96 от 20.3.
6. St. Pbg. Ztg. 1908 Nr. 359 – газета "Санкт-Петерсбургер Цайтунг" за 1908 год, № 359.


Информационную страницу сайта подготовили И.Л. Лейнонен (Лауша, Германия) и М.Т. Валиев (С.-Петербург).


Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы.
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей