Фото – ЦГИА СПб ф.14 оп.3 д.58266
Григорий - младший из трёх братьев Векшиных, учившихся в гимназии Карла Мая – родился 23 июля 1893 года в г. Гунгенбурге (Эстляндская губерния, Везесбергской уезд) [1,2], расположенном при впадении в Балтийское море реки Наровы. Отец Григория, успешный предприниматель и известный благотворитель, потомственный почётный гражданин Алексей Львович Векшин (12.02.1847-06.12.1921) занимал видное положение в деловых и меценатских кругах Санкт-Петербурга. Он помог постройке более чем сотни православных церквей, был правой рукой протоирея Кульбуша при строительстве эстонской церкви в Петербурге. Мать, Васса Павловна (ур.Шешукова, 13.10.1862 - 25.01.1928) была дочерью известного сибирского золотопромышленника Павла Шешукова.
Григорий был крещен в Нарвском Преображенском соборе 7 августа 1893 г. Восприемниками при крещении были записаны близкий друг отца, потомственный почетный гражданин Иннокентий Исидорович Щеголев и родная сестра Григория, потомственная почетная гражданка девица Вера Алексеевна Векшина (29.08.1883-03.08.1936) [1].
В первый класс гимназии К.Мая Григорий поступил в 1903 году. В это время в этой школе уже учились два его старших брата – Николай (9.5.1887–1951) и Владимир (13.07.1890-28.03.1958). Григорий окончил полный курс гимназии в 1911 году с достаточно высоким средним баллом 4,08.
В одном классе с Григорием учились: серебряный медалист барон Теодор фон Гинцбург; серебряный медалист Константин Гримм (1894–?) – сын профессора и будущего ректора СПб Университета Давида Давидовича Грима (1864–1941); будущий юрист Станислав Лудзский (1891-1941); будущий cтатистик и специалист по счетным машинам, серебряный медалист Сергей Неслуховской (1893–1973); будущий ротмистр, золотой медалист Павел Павлов (1894–1956); сын православного законоучителя школы К.Мая Борис Падалка (1890-?); два брата Плетнера – будущие востоковеды Орест Викторович (1892 – 1970) и Олег Викторович (1893 -1929); будущий подпоручик по адмиралтейству Владимир Алексеевич Романов (1890-?) и будущий инженер Игорь Александрович Тавастшерна (1895- 1941) [3].
На последние годы учёбы Григория приходится его увлечение авиацией. В маленькой заметке от 21 августа 1910 года говорилось [4] :
«Увлечение авиацией охватило и старых и малых. В Гапсале ученик петербургской частной гимназии К.Мая, 15-летний Г.Векшин, с помощью товарищей И.Фельдгупа и Г.Серка ухитрился собственными силами построить планер типа Вуазена, на котором совершил ряд удачных полетов. Поверхность аппарата достигает 15 квадратных метров; между планами находится четыре перегородки, каждая в 1 12 метра. Хвост состоит из двух поверхностей : горизонтальной в 1 кв.метр и вертикальной в 2 кв.метра. Авиатор размещается на особой трапеции, двигающейся по канатам. Аппарат легко поднимается с совершенно ровного места и быстро взлетает вверх; его тащат за длинный канат 10-15 человек. Трое помощников поддерживают планер в равновесии тремя канатами, привязанными к концам крыльев и к хвосту. Наиболее удачный полет Г.Векшин с пассажиром поднял аппарат на высоту 65 метров; гимназист-авиатор продержался на воздухе 4 м. 36 сек»
Безусловно, высота полёта в 65 метров вызывает большое сомнение. Скорее всего, речь идёт о расстоянии полёта, что подтверждается следующей цитатой [5].
«… Г.Векшин летом 1910 года вместе с тартуским гимназистом Фр.фон Гревингком изготовил свой первый планер. На нем в августе того же года в Хаапсалу на пляже Африка он совершил несколько полетов, поднявшись на высоту 16 м и пролетев на расстояние до 65 м. Самый высокий полет якобы достигал 28 метров…
… Григорий Векшин был первый планерист в мире, который осмелился подняться в воздух с пассажиром (каким-то 11-ти летним мальчиком). В следующем году он установил рекорд России, продержавшись в воздухе 4 минуты и 36 секунд».
Схожая информация была опубликована и на страницах газеты «Ревельские известия» [6]. В заметке с названием «Попытки воздушных полетов в Хаапсалу» говорилось: «… 16-летний ученик гимназии Григорий Векшин построил аэроплан из сосновых досок по системе Voisin. Из-за отсутствия мотора для перемещения летательного аппарата используется лошадь, идущая впереди длинного каната, к которому прикреплен аэроплан. /.../ Когда летательный аппарат начинает подниматься в воздух, воздухоплаватель прыгает на свое место и поднимается в воздух, до тех пор, пока его товарищи на земле, управляя самолетом при помощи каната, перемещают его далее. При хорошем ветре возможно подняться на высоту до 8 саженей и пролететь по воздуху до 20 саженей. Совершить более длительный полет не позволило отсутствие пространства. Эти испытания привлекли много наблюдателей. Фотографы сделали снимки этих испытаний, на которых видно, что кроме товарищей пилота много и других, даже пожилых людей, которые помогали при проведении испытаний».
Обе статьи были сопровождены фотографиями.
Безусловно, успешные эксперименты Григория были хорошо известны в школе К.Мая. Вместе со своими старшими братьями Григорий способствовал развитию интереса к авиации у своих одноклассников, результатом чего стала организация кружка Общества любителей авиационного спорта, который был создан при активной поддержке директора школы А.Л. Липовского 24 января 1912 г. Вполне вероятно, что в работе кружка принимал участие и сын А.Л. Липовского, который учился на один класс младше Григория. Можно смело сказать, что это был едва ли не первый в России авиационный кружок. Участники объединения готовили доклады по авиационной тематике: «Бипланы бр. Райт типа В», «Управление монопланами» и т.п. Работа по изучению истории и теории воздухоплавания успешно сочеталась с практической деятельностью. Именно в этом кружке, впервые в России, гимназист Николай Фаусек сын директора Бестужевских курсов - построил модель самолёта. Сразу после окончания школы Григорий подал документы на математический факультет Санкт-Петербургского университета [2]. В это время семья Векшиных проживала в собственном доме по адресу - Забалканский проспект, д.35, а лето проводила в Эстонии, в любимой Гаапсалле, где отец приобрел большой участок по Водяной ул, 7.
После первого курса университета Григорий подал прошение о переходе во Владимирское военное училище. Представляет интерес характеристика, которая записана в личном деле юнкера Векшина: «К концу лагерного сбора юнкер Векшин представляется мне следующим образом: красивый, умный, более развитый и отлично воспитанный, чем большинство из его товарищей, он, в то же время чужд всякого рабства воли и духа. В нем отсутствует именно то, что поражает в некоторых лучших юнкерах курса, а именно: слепое повиновение начальству и неподдельная преданность делу службы. Вместе с искорками таланта или, во всяком случае, незаурядных способностей, ясно проглядывает независимость характера, полное отсутствие боязни перед ответственностью. Он дисциплинирован, но признает дисциплину лишь по необходимости, как нечто неизбежное, абсолютно чуждое свойствам его характера. В нем есть известная удаль, лихость, но пока что это выразилось лишь в том, что бы браво сошкольничать. Принимая во внимание ум и способности юнкера Векшина и другие свойства его характера (необходимо) признать, что все они лишь характеризуют талантливость его натуры. (Другой вопрос, насколько удовлетворительны они в качестве проводника воли высшего начальства. Здесь всё зависит от него. Векшин может быть отличным или плохим офицером – всё зависит от руководства им. Дурного, во всяком случае, за ним ничего не замечалось) [1].
12 июля 1914 г., за один месяц до начала Первой мировой войны, Григорий Векшин был выпущен из училища 1-м разрядом, из фельдфебелей подпоручиком в лейб-гвардии Гренадерский полк.
Лейб-гвардии Гренадерский полк принимал активное участие в боевых действиях с первых дней войны – уже 26-27 августа 1914 г. полк отличился в бою у Тарнавки. Потери полка за два дня составили 50 офицеров и 2500 солдат. В начале сентября 1914 г. полк переправился через реку Сан в австрийскую Галицию, в октябре вел бои в районе деревень Кациолка - Стара Завада, в ноябре - в районе деревень Янгрот - Сулашов. Декабрь 1914 и январь 1915 года провёл в резерве, пополняя личный состав после тяжёлых потерь первых месяцев войны. Начиная с февраля 1915 г. полк вернулся на фронт. В июле – начале августа 1915 г. вел бои у деревень Крупе, Верещин, Мосты, Погорелец (Люблинское воеводство, Польша) [7].
В одном из этих боёв Григорий получил смертельное ранение…
Тело поручика Векшина было доставлено в Петроград и захоронено в семейной ограде Векшиных на Волковском православном кладбище [8]. После длительных поисков нам удалось найти место погребения Григория Векшина. В настоящее время ведутся переговоры с администрацией кладбища о восстановлении могилы героя.
Дальнейшая судьба семьи Векшиных сложилась по разному – отец, Алексей Львович Векшин умер в 1921 г. в ссылке в Барнауле, мать, Васса Павловна Векшина, умерла в 1928 году в Хаапсалу и похоронена на хаапсальском кладбище.
Николай после революции эмигрировал в Эстонию, увлекся парусным спортом, достиг значительных результатов в этом виде спорта, успешно представлял Эстонию на Девятых летних Олимпийских играх 1928 г. (Экипаж 6–метровой яхты ˝Тутти V˝ под руководством капитана яхты Николая Векшина занял III место в классе 6М), успел даже получить звание мастера спорта СССР, но через четыре года после окончания Второй мировой войны был арестован по ложному доносу и погиб в сталинских лагерях.
Владимир получил образование на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, в 1916 г. закончил Николаевское кавалерийское училище, служил во 2-м лейб-драгунском Псковском полку, после революции эмигрировал из России сначала в Эстонию, потом в США, прожил долгую и счастливую жизнь и окончил свой жизненный путь 28 марта 1958 года в городе Спрингфилд, Массачусетс, США [9].
Совсем недавно нам удалось установить связь с потомками братьев Векшиных в США, Эстонии и Санкт-Петербурге, с которыми мы поделились результатами наших поисков и получили интереснейшую информацию о жизни выпуcкников школы К.Мая.
Источники:
1.РГВИА ф.409 оп.2 , д.16626 пс 292-496-551. 1912 г.
2.ЦГИА ф.14 оп.3 д.58266 1911
3.Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Наука, 2005.
4. Журнал «Огонёк» 21 августа (3 сентября) 1910 г №34
5. Põhjakotkad : Eesti lendurid ja lendurvaatlejad tsaariajast kuni 1940. aastani / koostajad Toivo Kitvel, Toomas Türk, Arvo Lennart Vercamer. Tallinn : Külim, 2011 Тойво Китвель, Тоомас Тюрк, Арво Веркамер. «Северные орлы. Эстонские летчики и летчики-наблюдатели с царского времени до 1940 г.», Таллинн 2011 г. Перевод с эстонского Н.А. Лачиновой
6. Toivo Kitvel, Jonannes Tilk “Eesti lennukroonika. Tekste ja pilte aastani 1940”, OÜ Aviopol, Tallinn, 2003 Перевод статьи из книги «Хроника полетов Эстонии» стр.28-29
8. ЦГИА СПб. Ф. 643. Оп. 1. Д. 51. Л. 33 об.
9. «Новое русское слово» НЙ 1958 1 апреля №16348
10. Вестник воздухоплавания, 1910, № 5, с.37
11. Шестерикова Л. «Даты истории отечественной авиации и воздухоплавания» Москва, ДОСААФ, 1953
12.Валиев М.Т. Семья Векшиных – Россия, Эстония, США // Материалы XXIV Конференции по истории ЦУ музеев Хаапсалу и Ляэнемаа. – Хаапсалу, 2017. С.125–148.
13.Мурат Валиев. Жизнь под парусом. Катера и яхты. №3 (255). Май-июнь. 2015. – С.106–109.
Биографическая страничка подготовлена М.Т. Валиевым (Санкт-Петербург) ©
20.04.2020
При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «М.Т. Валиев. Биографическая страничка Григория Алексеевича Векшина – URL: http://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=518 (дата обращения)»