.
Наталья Оскаровна Мунц родилась в Петербурге 15 ноября 1907 года, в семье архитектора, профессора Академии художеств Оскара Рудольфовича Мунца и его жены Магдалины Львовны — дочери одесского врача Л .М.Шорштейна. В пятый класс бывшей школы К.Мая Наталья поступила в 1919 г. В это время в нашей школе уже семь лет учился её старший брат Владимир (1903–1974). Следует напомнить, что до национализации школы в 1918 г. гимназия К.Мая была мужской, и девочки переступили порог «майской» школы в качестве учениц только в советское время. Не смотря на революционные потрясения, высокое качество преподавания сохранялось в школе еще достаточно долгое время. Наталья окончила среднюю школу в 1924 г.
В одно время с Натальей, на класс старше, в школе училась и её лучшая подруга, дочь академика архитектуры Ивана Александровича Фомина (1872–1936) и младшая сестра будущего члена-корреспондента Академии архитектуры Игоря Ивановича Фомина (1904–1989), Ираида Ивановна Фомина (1906–1964), теплые отношения с которой Наталья Мунц поддерживала всю свою жизнь. Сохраняя фамильные традиции после окончания школы подруги поступили в Ленинградский художественно-промышленный техникум при Академии художеств. Наталья Оскаровна занималась на отделении книги и плаката (под руководством В.Н. Левинсона), которое закончила в 1928. Во время учёбы в техникуме сблизилась с соученицами — Марьяной Викторовной Борисовой-Мусатовой и Верой Фёдоровной Матюх. По окончании техникума начала работать в различных ленинградских издательствах — «Прибой», «Политиздат», «Писатели». Последнее возглавлял Самуил Миронович Алянский, создатель легендарного издательства «Алконост», друг А. Блока и признанный в книгоиздании авторитет. Именно Алянский прозорливо распознал в молодой художнице будущего мастера книги и предложил ей сотрудничество.
Дальнейшее изложение биографии Натальи Оскаровны Мунц полностью основано на подробном рассказе её дочери, Елены Мунц, опубликованном в иллюстрированном культурно-историческом журнале "Наше Наследие:
«…Параллельно с издательской деятельностью Наталья Мунц много времени и сил отдавала офорту, занимаясь в мастерской Ленинградского отделения союза художников (ЛОСХ).
В 1930-е годы в качестве рисовальщика при геологических экспедициях (была тогда такая должность) она много ездила по стране — особенно по Дальнему Востоку и территориям, прилегающим к будущему строительству Байкало-Амурской магистрали. Путевые впечатления находили отражение в многочисленных офортах, экспонировавшихся потом на выставках офортной мастерской ЛОСХа в 1938-1939 годов. В 1939-м художница вступила в ЛОСХ.
Война застала Наталью Оскаровну в Ленинграде. Вместе с родителями и маленьким сыном она перенесла осень в осаждённом городе. В начале зимы 1942-го от тягот блокады скончался отец. В апреле того же года, после чудом пережитой зимы Наталья Мунц с матерью, трёхлетним сыном Сашей и двенадцатилетней падчерицей Лялей эвакуировались сначала в Тамбовскую область, а конечном счете в г. Буинск под Казанью События тех лет описаны Натальей Оскаровной в ее мемуарах «Путешествие из Ленинграда в Москву с пересадками», завершенных в 1974-м и опубликованных в 2013 г в книге, которая включает ещё две биографические вещи, написанные Н.О.Мунц: «Луговое» и «Большой проспект, дом 50, кв.9) [1]
С 1944 года Наталья Оскаровна жила в Москве и продолжала работать как книжный оформитель. При её участии вышли книги: «Архитектурные памятники Самарканда» (издательство Академии архитектуры, 1948), Герберт Уэллс «Избранное» (Гослитиздат, 1956); «Карибские рассказы» Анны Зегерс, «Эквадорские рассказы» и сборник рассказов Альберто Моравиа «Дом, в котором совершено преступление» (все в издательстве «Иностранная литература») и многие другие. Одновременно продолжилось сотрудничество Натальи Оскаровны с С.М.Алянским, к тому времени главным художником Детгиза, считавшегося, по слову современника, « «университетом» для иллюстраторов детской книги». С Детгизом в те годы сотрудничали замечательные художники: В.Лебедев, Ю.Васнецов, Н.Тырса, В.Конашевич, Е.Чарушин, В.Ватагин, В.Сутеев, отец и братья Траугот... Тогда-то и осуществилась давняя мечта Натальи Оскаровны об иллюстрации, а не только оформлении, книг:
«Я люблю делать цветные детские книги, очень люблю обложки и переплёты. Выдумывать обложку интересно. Ведь для всей книги надо найти какой-то один символ, что-то близкое к моему пониманию плаката. <...> Делая цветные книги для маленьких, я даже уделяю большее внимание обложке, возможно, иной раз ... в ущерб остальному». С иллюстрациями Натальи Оскаровны в 1957 вышла книга С.Капутикян «Маша обедает», в 1958 — «Песенки-байки», в 1964 — «Как Дед Мороз парад принимал» В.И.Воробьёва и многие другие — всего около тридцати. Была среди них и сочиненная самой Натальей Оскаровной книжка «Как кукле Кате сшили платье». (В семейном архиве сохранились рукописи нескольких неизданных книг, придуманных Натальей Оскаровной.)
«Строгие, стройные композиции и безупречный вкус позволили ей создать прекрасные образцы книжного оформления, изысканные в самом лучшем смысле этого слова. В области детской книги работы Натальи Оскаровны отличаются всегда лаконичным, острым рисунком, что так важно для детского читателя», — писал художник-график Леонид Павлович Зусман.
В течение всей своей жизни Наталья Оскаровна рисовала с натуры зверей, детей, архитектуру, пейзажи и портреты. Из каждой поездки — а их было много: Крым, Кавказ, Прибалтика — возвращалась с альбомами, полными зарисовок. Почти каждый год, начиная с 1938 и до конца жизни, она участвовала в выставках офортов или книжных, включая заграничные — в Лейпциге и Париже.
Скончалась Наталья Оскаровна Мунц в Москве в 1980 году. Похоронена на Донском кладбище, рядом с братом Владимиром Оскаровичем и матерью Магдалиной Львовной Мунц. В том же 1980 в Ленинграде была организована посмертная выставка художницы».
Благодарим Александра Яковлевича Олейникова, сына Натальи Оскаровны Мунц, и её племянника, Андрея Владимировича Мунца, за достойное отношение к фамильной памяти, прекрасный текст и переданные в музей материалы.
5 января 2014 г. в Музее истории школы Карла Мая состоялась долгожданная встреча с Александром Яковлевичем Олейниковым - сыном выпускницы школы К.Мая Натальи Оскаровны Мунц. Александр Яковлевич передал в дар музею книгу Н.О. Мунц [4], дополненную биографическим очерком и фотографиями. Трогательное описание фамильной истории семьи Мунц содержит многочисленные строки, связанные с гимназией К.Мая.
Источники:
Публикации:
Н.О. Мунц «Путешествие из Ленинграда в Мрскву с пересадками», Москва 2012
При подготовке информационной странички были использованы материалы сайта "Наше Наследие" http://www.nasledie-rus.ru/today/article72.php
Информационную страницу сайта подготовили сын Н.О. Мунц, Александр Яковлевич Олейников (Москва) и М.Т. Валиев (С.-Петербург).
Наталья Оскаровна Мунц родилась в Петербурге 15 ноября 1907 года, в семье архитектора, профессора Академии художеств Оскара Рудольфовича Мунца и его жены Магдалины Львовны — дочери одесского врача Л .М.Шорштейна. В пятый класс бывшей школы К.Мая Наталья поступила в 1919 г. В это время в нашей школе уже семь лет учился её старший брат Владимир (1903–1974). Следует напомнить, что до национализации школы в 1918 г. гимназия К.Мая была мужской, и девочки переступили порог «майской» школы в качестве учениц только в советское время. Не смотря на революционные потрясения, высокое качество преподавания сохранялось в школе еще достаточно долгое время. Наталья окончила среднюю школу в 1924 г.
В одно время с Натальей, на класс старше, в школе училась и её лучшая подруга, дочь академика архитектуры Ивана Александровича Фомина (1872–1936) и младшая сестра будущего члена-корреспондента Академии архитектуры Игоря Ивановича Фомина (1904–1989), Ираида Ивановна Фомина (1906–1964), теплые отношения с которой Наталья Мунц поддерживала всю свою жизнь. Сохраняя фамильные традиции после окончания школы подруги поступили в Ленинградский художественно-промышленный техникум при Академии художеств. Наталья Оскаровна занималась на отделении книги и плаката (под руководством В.Н. Левинсона), которое закончила в 1928. Во время учёбы в техникуме сблизилась с соученицами — Марьяной Викторовной Борисовой-Мусатовой и Верой Фёдоровной Матюх. По окончании техникума начала работать в различных ленинградских издательствах — «Прибой», «Политиздат», «Писатели». Последнее возглавлял Самуил Миронович Алянский, создатель легендарного издательства «Алконост», друг А. Блока и признанный в книгоиздании авторитет. Именно Алянский прозорливо распознал в молодой художнице будущего мастера книги и предложил ей сотрудничество.
Дальнейшее изложение биографии Натальи Оскаровны Мунц полностью основано на подробном рассказе её дочери, Елены Мунц, опубликованном в иллюстрированном культурно-историческом журнале "Наше Наследие:
«…Параллельно с издательской деятельностью Наталья Мунц много времени и сил отдавала офорту, занимаясь в мастерской Ленинградского отделения союза художников (ЛОСХ).
В 1930-е годы в качестве рисовальщика при геологических экспедициях (была тогда такая должность) она много ездила по стране — особенно по Дальнему Востоку и территориям, прилегающим к будущему строительству Байкало-Амурской магистрали. Путевые впечатления находили отражение в многочисленных офортах, экспонировавшихся потом на выставках офортной мастерской ЛОСХа в 1938-1939 годов. В 1939-м художница вступила в ЛОСХ.
Война застала Наталью Оскаровну в Ленинграде. Вместе с родителями и маленьким сыном она перенесла осень в осаждённом городе. В начале зимы 1942-го от тягот блокады скончался отец. В апреле того же года, после чудом пережитой зимы Наталья Мунц с матерью, трёхлетним сыном Сашей и двенадцатилетней падчерицей Лялей эвакуировались сначала в Тамбовскую область, а конечном счете в г. Буинск под Казанью События тех лет описаны Натальей Оскаровной в ее мемуарах «Путешествие из Ленинграда в Москву с пересадками», завершенных в 1974-м и опубликованных в 2013 г в книге, которая включает ещё две биографические вещи, написанные Н.О.Мунц: «Луговое» и «Большой проспект, дом 50, кв.9) [1]
С 1944 года Наталья Оскаровна жила в Москве и продолжала работать как книжный оформитель. При её участии вышли книги: «Архитектурные памятники Самарканда» (издательство Академии архитектуры, 1948), Герберт Уэллс «Избранное» (Гослитиздат, 1956); «Карибские рассказы» Анны Зегерс, «Эквадорские рассказы» и сборник рассказов Альберто Моравиа «Дом, в котором совершено преступление» (все в издательстве «Иностранная литература») и многие другие. Одновременно продолжилось сотрудничество Натальи Оскаровны с С.М.Алянским, к тому времени главным художником Детгиза, считавшегося, по слову современника, « «университетом» для иллюстраторов детской книги». С Детгизом в те годы сотрудничали замечательные художники: В.Лебедев, Ю.Васнецов, Н.Тырса, В.Конашевич, Е.Чарушин, В.Ватагин, В.Сутеев, отец и братья Траугот... Тогда-то и осуществилась давняя мечта Натальи Оскаровны об иллюстрации, а не только оформлении, книг:
«Я люблю делать цветные детские книги, очень люблю обложки и переплёты. Выдумывать обложку интересно. Ведь для всей книги надо найти какой-то один символ, что-то близкое к моему пониманию плаката. <...> Делая цветные книги для маленьких, я даже уделяю большее внимание обложке, возможно, иной раз ... в ущерб остальному». С иллюстрациями Натальи Оскаровны в 1957 вышла книга С.Капутикян «Маша обедает», в 1958 — «Песенки-байки», в 1964 — «Как Дед Мороз парад принимал» В.И.Воробьёва и многие другие — всего около тридцати. Была среди них и сочиненная самой Натальей Оскаровной книжка «Как кукле Кате сшили платье». (В семейном архиве сохранились рукописи нескольких неизданных книг, придуманных Натальей Оскаровной.)
«Строгие, стройные композиции и безупречный вкус позволили ей создать прекрасные образцы книжного оформления, изысканные в самом лучшем смысле этого слова. В области детской книги работы Натальи Оскаровны отличаются всегда лаконичным, острым рисунком, что так важно для детского читателя», — писал художник-график Леонид Павлович Зусман.
В течение всей своей жизни Наталья Оскаровна рисовала с натуры зверей, детей, архитектуру, пейзажи и портреты. Из каждой поездки — а их было много: Крым, Кавказ, Прибалтика — возвращалась с альбомами, полными зарисовок. Почти каждый год, начиная с 1938 и до конца жизни, она участвовала в выставках офортов или книжных, включая заграничные — в Лейпциге и Париже.
Скончалась Наталья Оскаровна Мунц в Москве в 1980 году. Похоронена на Донском кладбище, рядом с братом Владимиром Оскаровичем и матерью Магдалиной Львовной Мунц. В том же 1980 в Ленинграде была организована посмертная выставка художницы».
Благодарим Александра Яковлевича Олейникова, сына Натальи Оскаровны Мунц, и её племянника, Андрея Владимировича Мунца, за достойное отношение к фамильной памяти, прекрасный текст и переданные в музей материалы.
5 января 2014 г. в Музее истории школы Карла Мая состоялась долгожданная встреча с Александром Яковлевичем Олейниковым - сыном выпускницы школы К.Мая Натальи Оскаровны Мунц. Александр Яковлевич передал в дар музею книгу Н.О. Мунц [4], дополненную биографическим очерком и фотографиями. Трогательное описание фамильной истории семьи Мунц содержит многочисленные строки, связанные с гимназией К.Мая.
Источники:
1. Объединенный научный архив Российской АХ Ф.7. Оп.8. Д.1829
2. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Наука, 2005.
3. А. Мунц. Об отце - что помнится/ Автограф архитектора. 2004, №4, сс.4-5.
2. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Наука, 2005.
3. А. Мунц. Об отце - что помнится/ Автограф архитектора. 2004, №4, сс.4-5.
Публикации:
Н.О. Мунц «Путешествие из Ленинграда в Мрскву с пересадками», Москва 2012
При подготовке информационной странички были использованы материалы сайта "Наше Наследие" http://www.nasledie-rus.ru/today/article72.php
Информационную страницу сайта подготовили сын Н.О. Мунц, Александр Яковлевич Олейников (Москва) и М.Т. Валиев (С.-Петербург).