Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:










Виктор Васильевич Беломорец

01.06.1931 - 09.05.2018

инженер-кораблестроитель

лауреат Ленинской премии

кандидат технических наук

учился  в 5 школе в 1946-1949 гг.





     















Виктор Васильевич родился 1 июня 1931 г. в семье рабочего - такелажника судостроительного завода им. Марти (ныне Ленинградское Адмиралтейское объединение) Василия Николаевича Хренова и Галины Семеновны Хреновой. Отец Виктора погиб в апреле 1942 г. под Ленинградом на Ораниенбаумском плацдарме. 
Кроме Виктора в семье рос его младший брат Олег (1938 - 2003). 
В 1938 г. Виктор поступил в 1-й класс школы № 17 на Васильевском Острове. В период Великой Отечественной войны вместе с матерью и младшим братом проживал в селе Сиверст Великолукского района Псковской области, где в 1946 году окончил неполную среднюю школу. 
Первым порог нашей школы №5 (бывшей гимназии К. Мая) переступил в 1945 г. младший брат Виктора, Олег, который в 1955 г. окончил школу с серебряной медалью. Виктор присоединился к младшему брату в 1946 г., после возвращения из эвакуации, поступив сразу в восьмой класс нашей школы. Полный курс средней школы Виктор окончил в 1949 г. [1] 
В 1948 г. Виктор был усыновлен братом отца - Иваном Николаевичем, летчиком штурмовой военной авиации, который после работы на строительстве Беломоро-Балтийского канала взял себе фамилию Беломорец. Виктор так же получил эту фамилию. 
Вспоминая своего одноклассника, Никита Владимирович Благово пишет: 
«Витю в классе мы всегда очень любили за неизменное дружелюбие, доброжелательное, ровное и отзывчивое отношение, спокойный характер. В 8 класс он пришел как Виктор Хренов и лишь в 10 классе стал Беломорцем. Виктор учился очень хорошо, должен был получить медаль, но "химичка" его "зарезала", поставив в аттестат лишнюю четвёрку. Виктор всегда был энергичным сторонником и участником встреч класса, всем звонил перед праздниками, лишь в последнее время став другим, тихим и почти неузнаваемым но по-прежнему, приветливым».  
В книге Н.В. Благово [1] мы находим еще несколько слов о Викторе Васильевиче и его дальнейшей судьбе: 
«...Среди многих хороших педагогов преподавательница математики А.Л.Лившиц в ежегодном отчёте  названа лучшей, а её урок даже «идеальным». Как и в давние времена, учителя стремились развить в учениках самостоятельность мышления (конечно, в русле коммунистического мировоззрения); для этого ученики выступали на школьных конференциях с различными докладами, темы которых были весьма разнообразны. Например, восьмиклассник Павел Подервянский  в своём сообщении осветил тему «Доменный процесс», а его коллега Виктор Беломорец рассказал о проблемах газификации Ленинграда...» 
После окончания школы Виктор Васильевич поступил на машиностроительный факультет Ленинградского Кораблестроительного института (специальность - «Автоматическое управление  и регулирование судовых силовых установок»), который окончил в 1955 г. 
Приведём ещё одну цитату из исторической хроники школы: 
« … его трудовая деятельность оказалась навсегда связанной с Центральным конструкторским бюро «Рубин», по чертежам которого строились подводные лодки. Со временем Виктор Васильевич Беломорец стал одним из ведущих специалистов в области проектирования новейших образцов крупных подводных кораблей, в течение ряда лет возглавлял известное конструкторское бюро «Малахит». Вклад его в развитие отечественного подводного флота страны был высоко оценён: он награждён орденами Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, в 1970 г. ему присуждена Ленинская премия за создание ракетных подводных кораблей стратегического назначения. Таким образом, В.В. Беломорец стал шестым учеником школы, удостоенным столь высокой награды, и единственным лауреатом этой премии среди всех выпускников послевоенного времени. Высокие должности и награды почти не повлияли на характер Виктора Васильевича. Маститый кораблестроитель очень скромен, выдержан в любых ситуациях, справедлив в решениях и всегда доброжелателен, особенно в отношениях со старыми школьными друзьями, для которых он и пример, и хранитель памяти о днях далёкой юности». 

Дополним эту краткую биографическую справку более подробным описанием. 
Виктор Васильевич окончил институт в 1955 г. и был направлен на работу в ЦКБ-18 («Малахит») - старейшее конструкторское бюро по проектированию подводных лодок. В ЦКБ «Малахит» Виктор Васильевич работал на конструкторских должностях в механическом отделе, в секторе по парогазовым турбинным установкам. С началом развёртывания работ по проектированию первого атомного подводного ракетоносца (проект 658). Виктор Васильевич был переведён на работу в группу главного конструктора проекта. Непосредственно участвовал в проектировании, постройке и испытаниях головной подводной  лодки. Был начальником испытательной партии на государственных испытаниях подводной лодки. В 1961 г., в качестве ведущего конструктора, участвовал в автономном плавании серийной подводной лодки 658 бортовой номер К-55 в групповом походе атомных подводных лодок под кодовым названием «Полярный круг». 
В 1962 г. был назначен заместителем главного конструктора проекта 667 А и принимал активное участие в создании этого атомного ракетоносца второго поколения. За создание головного подводного атомного ракетоносца стратегического назначения К-137 проекта 667А Виктору Васильевичу в 1970 г. была присуждена Ленинская премия в составе группы из шести человек. Маленький макет этой лодки Виктор Васильевич подарил музею школы. В 1971 г. был назначен главным конструктором отделения по энергетическим установкам. Виктор Васильевич предложил способ транспортировки водным путём с Ленинградского Кировского завода на Северное машиностроительное предприятие блочных паротурбинных установок для строительства подводных лодок 3-го поколения (проект 941). В 1974 г. Виктор Васильевич был назначен главным инженером конструкторского бюро,  с 14 апреля 1986 г. по 21 мая 1992 г. был начальником и главным конструктором Союзного проектно-монтажного бюро «Малахит» (Ленинград). В 1992 г. был переведён в ЦКБ МТ «Рубин» на должность главного конструктора по экологии и техническим средствам её обеспечения. С первого января 2006 г. был назначен на должность советника генерального конструктора по экологическим проблемам, с 2007 г. - на должность консультанта в группу истории подводного кораблестроения. 
В 1989 г. Виктору Васильевичу была присвоена учёная степень кандидата технических наук. 
Родина отметила труд талантливого инженера орденами Октябрьской Революции (1984 г.), Трудового Красного Знамени (1977 г.) и медалями. 

Биография Виктора Васильевича приведена в книге Н.М. Лазарева о создании ракетно-ядерного флота Советского Союза [2]. 

Виктор Васильевич скончался 9 мая 2018 г. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.  

Источники: 
1. Н.В. Благово Школа на Васильевском острове. Ч.2 СПб, «Наука», 2009 
2. Н.М. Лазарев. Океанский ракетно-ядерный флот Советского Союза. Москва. 2003 г. 

Информационную страницу сайта подготовили М.Т. Валиев и Н.В. Благово (оба – Санкт-Петербург) 
27.02.2019 




Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


04.03 День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве

11.03 День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля

12.03 День рождения выпускника нашей школы, известного учёного-этимолога, иностранного члена АН СССР, Макса Фасмера

18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 



25.03 День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АН СССР А.А.Заварзина

30.03 День рождения бывшего ученика нашей школы, капитана Бориса Георгиевича Шарона


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей