Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





6.12.2019
На сайте выставлены биографические странички участников Великой Отечественной войны:
- гвардии лейтенанта Александра Давидовича Эйдермана, учившегося в нашей школе в 1923-1930 гг.
- Иосифа Михайловича Ханина, учившегося в 6 САШ в 1937-1938 гг.
- капитана Владимира Зеноновича Гилля, учившегося в нашей школе в 1932-1940 гг.





Игорь Павлович Виноградов

Род. 22.07.1944

ученый физик

доктор физ.-мат. наук 

учился в нашей школе
в 1954-1961 г.г.





















Будущий талантливый физик, ученик школы № 5 Игорь Павлович Виноградов родился 22 июля 1944 г. в деревне Мантурово Палкинского района Костромской области в семье плотника Павла Яковлевича Виноградова (1896–1958) и его супруги Екатерины Владимировны (урождённой Ординарцевой, 1894–1987). В 1949 г. Виноградовы переехали в Ленинград. Кроме Игоря в семье воспитывались три дочери: Лидия 1924 г.р., Валентина 1930 г.р. и Нина 1933 г.р.
О годах учёбы Игорь Павлович вспоминает: «В Пятую школу я был переведён в 1954 г. после завершения обучения в 3 классе школы № 15 Василеостровского района. В том году было введено совместное обучение мальчиков и девочек, что и привело к возможности учиться в столь знаменитой школе. Аттестат зрелости я получил в 1961 г. после окончания 10 класса. В аттестате были две тройки по русскому языку и литературе, одна четвёрка по английскому языку, а по остальным предметам, включая физику, математику и химию, были пятёрки. Отмечу, что экзамен по литературе при поступлении на физический факультет ЛГУ я cдал на «4». Такие предметы, как математика и физика, давались мне сравнительно легко. Это несомненная заслуга моих учителей. Учительница математики Ольга Ивановна Гурьянова была очень строгая: за малейшую помарку или исправление в контрольной работе снижала оценку на балл. Но после уроков она всегда занималась дополнительно со всеми желающими, разбирая задания повышенной сложности. По-видимому, это и создало базу знаний, позволившую мне сдать весьма сложный вступительный письменный экзамен по математике.
На выбор профессии большое влияние оказала учительница физики Ольга Максимовна Угнивенко. Она с первых уроков заметила мои способности и сделала меня своим помощником. Практически всё свободное от уроков время я проводил в кабинете физики. Ключи от кабинета получал безоговорочно. Быстро освоив кинопроектор, прокручивал учебные фильмы всему классу, предварительно просмотрев их с товарищами. В мою обязанность также входила подготовка лабораторных работ для всего класса. Предварительно я эти работы изучал и выполнял иногда самостоятельно, а иногда вместе с учителем. На выпускной фотографии нашего класса среди других есть и её пожелание: «Твои успехи должны прославить школу. Помни это». В то время прочитать такие слова было весьма лестно, но сквозь призму прожитых лет я понимаю, что выполнить этот завет было очень не просто».
В 1961 г. Игорь поступил на физический факультет ЛГУ им. А. А. Жданова. Учился с удовольствием и сдавал экзамены, как правило, досрочно, чтобы летом оставалось больше времени на трудовой семестр, так как жить даже на повышенную стипендию было трудно. После второго курса он был распределён в лабораторию фотокатализа (впоследствии преобразованную в самостоятельную кафедру фотоники) научно-исследовательского физического института ЛГУ. О тех временах Игорь Павлович пишет: «К моему удивлению, в списке распределившихся в лабораторию студентов напротив своей фамилии я увидел фамилию руководителя лаборатории академика А. Н. Теренина (1896−1967). При первой нашей встрече Александр Николаевич познакомил меня со своими сотрудниками, представив как студента, научное руководство которого будет осуществлять он сам. Далее он показал моё рабочее место — пустой стол с одним спектрографом и одиноко лежавшей на нём кварцевой кюветой. Положив на стол оттиск научной статьи Перкампуса (эту фамилию помню до сих пор), Александр Николаевич сформулировал для меня задачу будущей дипломной работы: превзойти достижения работы Перкампуса. Передо мной встала «радужная» перспектива самостоятельного освоения стеклодувного дела, так как для опытов необходима вакуумная установка, изготавливаемая в то время из стекла. Вторая проблема — это изучение электроники и самостоятельное изготовление измерительной техники по схемам готовых приборов, но отсутствующих на моём рабочем столе. Много позднее в опубликованных воспоминаниях многочисленных учеников академика Теренина, некоторые из которых тоже стали академиками, я прочитал, что это был любимый способ Александра Николаевича: посмотреть, выплывет или нет из свободного плавания подающий надежды ученик. Так случилось, что я выплыл.
В декабре 1966 г., успешно защитив дипломную работу и сдав вступительные экзамены, я был принят в аспирантуру к академику А. Н. Теренину. Мой диплом взяли на конкурс студенческих работ, где я и был отмечен премией. В моём архиве до сих пор хранятся только несколько отдельных страниц из дипломной работы, с пометками и замечаниями, сделанными Александром Николаевичем. Это самое дорогое, что у меня осталось от короткого по времени общения с этим талантливым учёным. К моему великому сожалению, А. Н. Теренин вскоре скоропостижно скончался, и мне срочно поменяли руководителя, а также тему моей будущей диссертации, т. е. всё нужно было начинать снова с нуля. Следует отметить, что за свою научную карьеру мне приходилось всё начинать с чистого листа много раз
».
После окончания аспирантуры Игоря Павловича зачислили в штат лаборатории, где и началась его научная работа, сначала в качестве лаборанта, затем, после защиты кандидатской диссертации в 1970 г., — младшего, а позднее и старшего научного сотрудника.
«В 1990 г. я подготовил и защитил докторскую диссертацию и был переведён на должность ведущего научного сотрудника. В сферу моих научных интересов входили проблемы изучения взаимодействия оптического излучения с веществом в газовой и твёрдой фазах. Используемые методы исследования включали атомарную и молекулярную спектроскопии в широком диапазоне длин волн от вакуумного ультрафиолетового до инфракрасного излучения. Основная тематика была нацелена на изучение фотофизических и фотохимических процессов в газовых смесях мощных лазерных устройств.
Моя научная карьера на кафедре фотоники НИИ Физики завершилась в 1992 г., вскоре после распада СССР, и продолжилась уже в Германии в качестве приглашённого профессора в Университете г. Бохум (первые пять лет), а затем в Университете г. Штутгарт (последующие двенадцать лет). В сферу моих научных интересов теперь входила кардинально новая для меня тематика — исследование физики и химии плазмы методами спектроскопии. Основные проблемы включали: создание и регистрацию высокозарядных положительных ионов в плазме; изучение плазмохимических процессов в смесях выхлопных газов дизельных двигателей; изучение процессов создания гидрофобных и олеофобных нанопокрытий на поверхностях различных полимерных материалов в плазме; исследование физики плазмы с целью нанесения нанопокрытий на поверхность металлов. Подобные исследования (кроме научного) имеют большое практическое значение в таких отраслях, как медицина, текстильная промышленность, автомобильная промышленность, строительство автомобильных дорог, обрабатывающая промышленность и др. Всего за время научной деятельности совместно с учениками и коллегами мною было опубликовано 118 статей в таких научных журналах, как «Оптика и спектроскопия», «Квантовая электроника», «Химия высоких энергий», «Успехи фотоники», «Химическая физика», «Физическая химия», «Journal of Physics D: Applied Physics», «Review of Scientific Instruments», «Contributions to Plasma Physics», «Plasma Sources Sciences and Technology», «Surface and Coating Technology», «Plasma Process and Polymer
».
Говоря о личных качествах и интересах Игоря Павловича, нельзя не сказать, что, несмотря на большую научную занятость, это разносторонний человек и замечательный собеседник. В его семейном архиве хранятся многочисленные грамоты, так как с юности он серьёзно увлекался спортом. Он из тех, о которых говорят «на все руки мастер». В доме всё делает своими руками, и нет ничего, что он не мог бы починить. Игорь Павлович — добрый и отзывчивый человек, любящий, заботливый муж, отец и дедушка.

Биографическая страничка подготовлена А. А. Сайкиной при участии дочери И.П. Виноградова Надежды Игоревны Виноградовой © (Санкт-Петербург).
Страничка создана на базе автобиографии И. П. Виноградова, написанной для готовящегося к изданию сборника «На службе Отечеству» (Музей истории школы К. Мая).
26.09.2019


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:



























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей