Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Новости        Музей        Гостевая книга        Контакты       

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856 - 1918     1918 - 1937     1937 - 1944     1944 - 2009    
Педагоги. Годы работы



Периоды:










Соломон Моисеевич Данскер

03.02.1900 - 13.02.1978

авиаконструктор

учился в гимназии К.Мая
в 1917-1918 гг.

окончил гимназию
с серебряной медалью










Среди строителей воздушного флота Советской России мы нашли имя еще одного выпускника школы К.Мая – серебряного медалиста последнего выпуска гимназии 1918 г., Соломона Моисеевича Данскера. Интересные воспоминания о своём школьном товарище оставил его одноклассник, В.Я. Ионас (1900 – 1988) [1], вместе с которым они перешли из Катариненшуле (St. Kathаrinen Schule располагалась в непосредственной близости от гимназии К.Мая по адресу Васильевский остров, дом 55) в гимназию К.Мая после седьмого класса. Знаменательный факт – Соломон Данскер и Владимир Ионас были исключены из Катариненшуле за участие в политическом демарше…
Сын учителя математики и кантора синагоги воспитывался в многодетной семье - вместе с ним росли два брата – Лев (1891 г.р.) и Исаак (1896 г.р.) – и две сестры ­– Роза (1893 г.р.) и Ева (1902 г.р.).
Родители не имели средств для оплаты обучения сына, поэтому Соломону в гимназии предоставили вакансию стипендиата. После успешного окончания гимназии Соломон Данскер сумел получить техническое образование на факультете воздушных сообщений в Петроградском институте путей сообщения и стал инженером-авиаконструктором. В январе 1930 г. Соломон Моисеевич женился на москвичке Софье Яковлевне Рутшттейн и переехал в столицу. Именно в это время его жизнь удивительным образом пересеклась с Виктором Корвиным–Кербером [2] - оба «майца» работали в созданном ОГПУ особом конструкторском бюро («шарашке») ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского под руководством  Д.П.Григоровича и Н.Н. Поликарпова. Правда, статус бывших учеников гимназии К.Мая отличался - В.Л. Корвин-Кербер находился под арестом, а свободный инженер С.М. Данскер не был среди заключённых и обеспечивал связь арестантов с производственными подразделениями завода. Коллектив бюро был невелик, но отличался очень высокой квалификацией – ядро составили работники Отдела морского опытного самолетостроения (ОМОС), среди которых находился и заведующий производством В.Л. Корвин.
Интересно ознакомиться с фрагментом неопубликованных воспоминаний С.М. Данскера, относящимся к этому времени [3]: «… На территории завода № 39 имелся деревянный одноэтажный ангар, переоборудованный под жилье. В нем под охраной жили 20 арестованных, в большинстве своем пожилых инженеров, имевших право выхода только на территорию завода, но не с завода. Этих лишенных свободы инженеров работники завода между собой так и называли "инженерами-вредителями".
… Я стал приглядываться ко всем вредителям, жившим в ангаре № 7. Тех из них, с которыми у меня был деловой производственный контакт, я имел возможность в течение двух лет особенно внимательно наблюдать. В результате чего пришел к выводу, что это не преступники, а в высшей степени порядочные и даже благородные люди. Если нужно что-нибудь для производства, то даже ночью, разбуженные мною через красноармейцев, охранявших ангар, прерывают свой сон, идут в комнату КБ, делают расчеты и пишут на служебной записке технические решения, чтобы производство опытного самолета не задерживалось даже ночью. После двух лет наблюдений я думал о них так: "Это культурные, интеллигентные специалисты, высокоорганизованные, глубоко технически образованные, добросовестные инженеры и вполне порядочные и честные работяги, у которых молодежь, то есть такие, как я, инженеры, должны многому и многому учиться. Да это совсем не вредители"».
Перед «вредителями» поставили нелегкую задачу - срочно спроектировать одноместный истребитель смешанной конструкции с мотором воздушного охлаждения. «Вредители» успешно справились с поставленной задачей и создали отличный истребитель И-5, по завершении испытаний которого разработчики были освобождены.
Из фамильного архива семьи Данскер известно, что 9 марта 1936 г. Соломон Моисеевич отправляет свое первое письмо Сталину, в котором пишет, что по его наблюдениям и размышлениям «с января 1930 по конец 1933 гг. деятельность НКВД объективно наносит колоссальный вред оборонной промышленности СССР. Как «потенциальные вредители» изымаются из авиации инженеры высокой квалификации и культуры труда, критикующие малокультурных руководителей за беспорядок и хаос». В этом же письме он выступил в защиту своего арестованного друга-агронома, участника Гражданской войны, коммуниста с 1918 года Ивана Павловича Гаврилова. Такие же письма в защиту своих коллег и товарищей С.М. Данскер отправляет в 1937 и 1938 гг. Практически, в эти трагические времена подобные апелляции означали собственноручно подписанный смертный приговор, но к удивлению карательная машина до поры до времени не использовала «карающий меч революции».
В середине 1930-х годов Соломон Моисеевич сочетал работу авиаконструктора с преподавательской деятельностью в МАИ. Более чем вероятно, что в это время он неоднократно встречался с другим «майским жуком», Н.В. Фаусеком, о судьбе которого мы рассказали выше. После войны, в 1947 г., когда вновь начались массовые аресты, С.М. Данскер вновь написал несколько писем И.В. Сталину, В.М. Молотову, Кагановичу и Берии в которых напрямую обвинял сотрудников НКВД во вредительстве. Письмо к Берии заканчивалось словами: «суд истории вас осудит». Чаша терпения «недремлющих органов» переполнилась и в 1948 г. авиаконструктора арестовали на своей даче в Кратово, под Москвой, но поместили не в лагерь, а в психиатрическую лечебницу где-то на Урале. Позднее он был сослан в Кзыл-Орду (Казахстан), где находился вплоть до 1953 г. Даже находясь в заключении Соломон Моисеевич продолжал борьбу с карательной системой и в 1949 – 1950 гг. подготовил свое последнее, шестое письмо членам правительства на 113 страницах, озаглавленное «За полную реабилитацию И.П. Гаврилова и И.М. Шелюбского».
Условия жизни в ссылке были очень тяжёлыми, здоровье Соломона Моисеевича было подорвано. После освобождения в 1953 г. он вернулся в Москву, но не смог вернуться к конструкторской работе - до реабилитации в 1960 г. он работал на кирпичном заводе на физически тяжелой работе. Только в 1960 г. С.М. Данскеру была выдана справка о полной реабилитации за отсутствием состава преступления [4]. И только после этого он смог вернуться на работу в авиационную промышленность.
Умер Соломон Моисеевич в Москве в 1977 г. По воспоминаниям дочери и племянницы он был добрейшим и немного наивным человеком, даже в самые страшные годы считал всё случившееся с ним досадным недоразумением, верил в невиновность И.В. Сталина. Единственная дочь С.М. Данскера, Клера Соломоновна Данскер (1931 - 2016), эмигрировала в США...           

Источники:
1.Ионас В.Я. Немецкая школа //«История Петербурга» 2006 №1 изд. «Нестор»: стр. 76
2. Г.А. Копытов. Керберы. Фамильный код. XIV - XXI вв. СПб: "Петербург - XXI век" 2013; http://www.airwar.ru/enc/fww1/i5.html
3. Рой Медведев.  К суду истории. О Сталине и сталинизме.  Москва «Время» 2011
4. Постановление Военной коллегией Верховного суда СССР от 30 мая 1960 г. за №3/4 Н-014205/55




Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев
25.10.2017   


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


10.11 29 октября 1820 г. по старому стилю - День рождения основателя нашей школы Карла Ивановича Мая

12.11 День рождения исследователя Арктики, д.геогр.наук, почетного полярника, 

28.11 День рождения бывшего ученика нашей школы, академика АН СССР, Дмитрия Сергеевича Лихачёва

04.12 День рождения бывшего ученика и педагога нашей школы, чл.-корр. СПб АН, О.Д.Хвольсона.

09.12 День рождения выпускника нашей школы, революционера, члена ЦК партии меньшевиков А.Э.Дюбуа

12.12 30 ноября по старому стилю - День рождения выпускника нашей школы, русского художника К.А.Сомова


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей
Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Музей        Гостевая книга        Контакты