Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:










Иван Альбертович Пуни

20.02.1892 – 28.12.1956

художник  

учился в гимназии К.Мая 
в 1899-1900 гг  




===





На фотографии начала 1900-х годов Иван Пуни в Куоккале (ныне Репино). 
Фото из архива  Георгия Артемьевича Копытова, внука В.Л.Кербера.   

Иван Пуни родился в Куоккале (ныне Репино) близ Петербурга 20 февраля (4 марта) 1892 года (по другим источникам - 1894, но в архивах гимназии значится 1892) в семье музыканта, сына итальянского композитора А.Ц.Пуни. 
Собственно, в школе К.Мая Иван учился только один год (1899 – 1900 гг.). Был близок с В.Л.Кербером, выпускником реального училища К.Мая 1912 г. Дачи их родителей в Куоккале находились в непосредственной близости.  В 1900-е годы, во время учебы в гимназии, брал частные уроки у И.Е.Репина. 
В 1909 году Иван Пуни открыл собственную мастерскую в Петербурге. Впоследствии посещал академию Р.Жюльена в Париже (1910–1911). Представитель авангарда первой половины ХХ века. В 1913 году женился на художнице К.Л. Богуславской (1892 - 1971). Супруги Пуни сыграли активную – не только чисто творческую, но и организационную – роль в авангардистском движении.  Их квартира и мастерская на шестом этаже дома 1/56 по Гатчинской улице в Санкт-Петербурге, где они жили с 1913 по 1915 год, была своеобразным «салоном», местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов. Иван Пуни экспонировал свои вещи на выставках «Союза молодежи» и «Бубнового валета», был главным устроителем этапных футуристских выставок «Трамвай В» (1915) и «О, 10» (1915–1916). 

В 1919 году по приглашению Марка Шагала (1887-1985) работал в Витебске (1919). 

Творческая манера Пуни утвердилась в красочно-декоративных, кубистических и фовистских натюрмортах (Красная скрипка, 1919, Русский музей), а также в эскизах и картинах, тематически связанных с оформлением революционных празднеств. В последнего рода вещах Пуни, однако же, царят не столько агитационные цели, сколько анархически-игровое начало (Литейный. Эскиз оформления, 1918, Русский музей); характерный мотив словно упавших с плаката и плавающих в воздухе букв усиливает чувство пестрого хаоса в духе дадаизма (Натюрморт с надписью «Спектр бегства», 1919, Русский музей). 

Иван Пуни в 1919 году эмигрировал из Советской России, уйдя вместе с женой по льду Финского залива в Куоккалу, в имение отца, оказавшееся в те годы по ту сторону границы. В 1920–1922 годах жил в Берлине; провел там персональную выставку в галерее «Der Sturm», устроив попутно перформанс со статистами, одетыми «в буквы» (1921). В 1923 году выпустил книгу "Современная живопись" , где подверг резкой критике беспредметное искусство. С 1923 года обосновался в столице Франции. В последующем творчестве отошел от крайних, эпатажных форм авангарда и писал картины, большей частью пейзажи и натюрморты, в живописно-импрессионистической манере. 

Умер Иван Альбертович Пуни 28 декабря 1956 года в Париже в своей мастерской на улице Нотр-Дам-де-Шан и был похоронен на кладбище Монпарнас.

Для воссоздания "духа" времени приведём небольшой отрывок из воспоминаний Д.С. Лихачева, посвящённых дачной жизни в Куоккале:
         «…О Куоккале, как интереснейшей дачной местности Петербурга, я писал и говорил (по телевидению в фильме о К. И. Чуковском "Огневой вы человек"). Здесь жила летом небогатая часть петербургской интеллигенции. Две дачи принадлежали зимогорам Анненковым (из этой дворянской семьи, сыгравшей большую роль в русской культуре, вышел и художник Юрий Анненков); на самом берегу против Куоккальской бухты была дача Пуни (Почему-то сейчас принято ставить ударение на последнем слоге фамилии Пуни. Но семья эта была итальянской, а не французской. Другая ошибка в имени Петипа: он МариУс, а не МАриус. Его дочь, хорошая знакомая нашей семьи, звалась Мария МариУсовна). Владелец ее Альберт Пуни, принявший православие с именем Андрей (поэтому часть его детей были Альбертовичи, а другие - Андреевичи), виолончелист Мариинского театра, был сыном автора балетной музыки и владельцем большого доходного дома на углу Гатчинской улицы и Большого проспекта Петроградской стороны. Его сын стал известным живописцем во Франции (под именем Жан Пюни) и до конца жизни любил писать пляжи, напоминавшие ему о его счастливом детстве.                
Уезжая во Францию, Мария Альбертовна оставила нам два гобелена (один с видом Венеции до сих пор цел у нас), Детскую энциклопедию, которую я чрезвычайно любил, миланский кофейник коричневого цвета с чашечками и еще что-то на память. Была ранняя весна. Пуни заехали  к отцу, и именно тогда Репин подарил отцу Марии Альбертовны ее акварельный портрет в пляжном костюме, пририсовав на нем легкий контур Эйфелевой башни, под сенью которой ей предстояло жить.    
 … И какие только национальности не жили в Куоккале: русские, финны-крестьяне, сдававшие дешевые дачи (с финскими мальчиками мы играли в прятки и другие шумные игры), петербургские немцы, финляндские шведы, петербургские французы и итальянская семья Пуни - с необыкновенно темпераментным стариком Альбертом Пуни во главе, вечным заводилой различных споров, в которых он всегда и вполне искренне выступал как отчаянный русский патриот. Почти все (кроме новичков) были знакомы друг с другом, ходили друг к другу в гости. Создавали благотворительные сборы, детские сады на общественных началах. Взрослые и дети вместе играли в крокет, в серсо, в рюхи. На даче у Пуни большими компаниями катались на гигантских шагах, делали на них "звездочку", При которой "закрученный" другими катающийся взлетал очень высоко - почти вровень с макушкой столба. Пожилые играли в саду в винт и преферанс. Неторопливо беседовали. Общественным местом была церковь, где собирались все, в том числе лютеране и католики, но стояли в ней не всегда полностью всю службу, а выходили на лужайку, где были врыты деревянные скамейки и можно было поговорить, посплетничать. Во время войны Репин стал особенно религиозен и пел на клиросе. Религиозен стал и зять Пуни - Штерн - управляющий его доходным домом (угол Большого проспекта и Гатчинской улицы). Он был немцем, но в начале первой мировой войны переменил фамилию на Астров, принял православие. С Мишей Штерном я дружил. Одевались весело. Приятельница моей матери Мария Альбертовна Пуни, красивая черноглазая итальянка, носила на щиколотке ноги золотую браслетку (платья к четырнадцатому году укоротились и стали только чуть-чуть нависать над стопой). Девочки Анненковы смущали всех, нося в своем саду брюки. Сам Корней Иванович, вернувшись в 1915 году из Англии, куда он ездил с какой-то делегацией, стал ходить босиком, хотя и в превосходном костюме. А писатели - те все выдумывали себе разные костюмы: Горький одевался по-своему, красавец Леонид Андреев по-своему, Маяковский по-своему... Всех их можно было встретить на Большой дороге в Куоккале (теперь Приморское шоссе), они либо жили в Куоккале, либо часто приезжали в Куоккалу.»       

Литература: 
Д. С. Лихачев. Воспоминания. - Изд. 2-е - СПб.: "LOGOS", 1999. - С. 70-96   

При составлении информационной странички были использованы материалы сайтов:

Благодарим за помощь в подборке материалов и предоставленные фотографии Георгия Артемьевича Копытова, внука В.Л.Кербера.

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев.


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


16.02 День рождения выпускника нашей школы, чл.кор. РАН А.А.Максимова

23.02 День рождения выпускника нашей школы, чл.кор. АН СССР Я.И.Френкеля

04.03 День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве

11.03 День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля

12.03 День рождения выпускника нашей школы, известного учёного-этимолога, иностранного члена АН СССР, Макса Фасмера

18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 




























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей